НОВОЕ НА САЙТЕ

Зачем России Крым и Сирия или "почему я проголосую за Путина"17.02.2018 Американцы уже много лет озабочены...
Катастрофа АН-148. Коротко14.02.2018 Приносим наши соболезнования родным и...
Что там, за биткоином…? Тайны криптовалют09.02.2018 О том, какова причина появления...
Горит на склоне сбитый 25-й...06.02.2018 Горит на склоне сбитый 25-й, Осколок...
Советский Союз в 1953-1964 гг. (конспект лекции, части 1, 2)05.02.2018 Продолжаем публиковать конспекты лекций по...

Внимание посетителей сайта

Официальным сайтом «Курсом Правды и Единения» является сайт kpe.ru

Контактная информация

  8(906)736-94-16
  mera@kpe.ru
Информационно-аналитическая служба КПЕ
analitika@kpe.ru

 

КПЕ вКонтакте - Курсом правды и единения КПЕ Фейсбук - Курсом правды и единения КПЕ Приложение для Android КПЕ Twitter

Концепция Общественной Безопасности
Текущие теоретические и аналитические работы ВП СССР смотрите на сайте

Партнеры

КПЕ Вконтакте

КПЕ Вконтакте

Южная Ювента

Отправь SMS своим друзьям:
«Узнай правду! Зайди на kpe.ru
Перешли этот текст всем своим знакомым.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы всегда быть в курсе обновлений информации на сайте.

рассылки subscribe.ru
страница рассылки

Главная Регионы Северо-западный федеральный округ Новгородская область «Хочу бросить пить» - ФРАГМЕНТЫ ЛЕКЦИЙ И ВЫДЕРЖКИ ИЗ ДНЕВНИКОВ СЛУШАТЕЛЕЙ

«Хочу бросить пить» - ФРАГМЕНТЫ ЛЕКЦИЙ И ВЫДЕРЖКИ ИЗ ДНЕВНИКОВ СЛУШАТЕЛЕЙ

Просмотров: 1943

 E-mail

ФРАГМЕНТЫ ЛЕКЦИЙ И ВЫДЕРЖКИ ИЗ ДНЕВНИКОВ СЛУШАТЕЛЕЙ

Нет ничего могущественнее слова.
Ряды сильных доводов и высоких мыслей невозможно прервать…,
это невидимое, но могучее оружие.
 
Анатоль Франс

ФРАГМЕНТЫ ПЕРВОЙ ЛЕКЦИИ

Добрый вечер, уважаемые друзья!

Насколько я понял из ранее проведенных собеседований, всех вас привела сюда общая беда, пристрастие к алкоголю. Беда, которая успела принести вам и вашим родным массу несчастий, потерь и даже трагедий. Вы окончательно это осознали и решились на полный отказ от алкоголя. Не боясь быть уличенным в излишней патетике, скажу – ваше решение является Поступком настоящего человека, он стоит того, чтобы написать его с большой буквы. Вы признали за собой наличие алкогольной зависимости, поняли, что она мешает вам жить и пришли сюда, чтобы избавиться от порока. Не буду скрывать, вы поставили перед собой сложную задачу, но одновременно обнадежу – возможность ее решить, каждому из вас по плечу.
 Для закрепления уверенности в своих силах хочу уже сегодня, на первой встрече, заверить собравшихся в том, что каждый из вас обладает стопроцентной возможностью добиться успеха в решении поставленной задачи. Сомневаться в возможности победы у вас не может быть оснований, по той простой причине, что, в конечном счете, все зависит только от вас. Трудно предположить, будто кто-то насильно, вопреки вашей воле и вашему желанию, сможет заставить вас когда-нибудь выпить спиртное. Покажите мне того подлеца, извините за грубое слово, который силой бы принудил вас влить в собственный организм этиловый яд, если вы сами этого не захотите сделать. Еще абсурднее представить возникновение такого желания у ваших родных. Неужели на этом станет настаивать старенькая, исстрадавшаяся мать, у которой за годы вашей пьянки высохли глаза из-за слез, жена, с трудом сводящая концы с концами домашнего бюджета, или малолетние дети, обделенные из-за вашего пристрастия к алкоголю родительским вниманием и отцовской опеки. Говорить об этом и глупо, и грустно, но об этом приходится говорить.

А что касается того мифического варианта, о котором мы размышляли в ходе предварительного собеседования, будто кого-то из вас могут привязать к столбу и, насильно раздирая ложкой рот, вливать туда алкоголь, такой вариант крайне маловероятен, если не сказать, он абсурден вообще. Так что главная задача, которую вам предстоит решить в ходе десятидневных занятий, заключается не в приобретении навыков физического единоборства с насильником, вдруг вздумавшим против вашей воли накачать ваш организм ядовитой жидкостью, а в выработке вашим собственным сознанием добровольной установки на отрицание любой, когда-либо предложенной вам рюмки. Отказаться от нее вы всегда сможете, если однажды примете соответствующее решение. Наша задача принять для себя такое решение, а мы это можем сделать, значит, все в наших руках. На основе этой аксиомы мы в течение десяти занятий и будем строить светлое здание вашей будущей победы.

Дорогие друзья. Наверно не ошибусь, если скажу, что к принятию решения обратиться за помощью вы шли мучительно долго. Шли через длительное непризнание за собой алкогольной зависимости, через многочисленные попытки научиться пить в «меру», неоднократные заверения близких, что я «брошу сам», через материальные и физические потери, через страдания и слезы ваших родных, короче шли через все то, чем щедро одаривает алкоголь каждого пьющего человека.

И, наконец, вы решились. Я рад вас здесь видеть, рад, разумеется, не по причине, вас сюда приведшей, она страшная – алкоголизм. Я рад тому, что вы нашли в себе достаточно силы разума и силы воли, чтобы осознать всю пагубность собственного пристрастия к спиртному и сказать себе, – так дальше жить нельзя. Хватит безрассудно подрывать свое здоровье, терять авторитет, губить способности, лишать настоящего и будущего своих детей. Алкоголь не стоит таких жертв, и он их действительно их не стоит. Ваше обращение за помощью является первым шагом к будущей победе, и вы сделали этот шаг. Хочу еще раз заверить - каждый из вас обладает возможностью решить свою проблему, достичь поставленной цели. Вместе с тем, считаю нужным также вторично предупредить вас о следующем. Да, вы обладаете возможностью достичь победы в своем начинании, но помните, сможете это сделать только в том случае, если очень постараетесь.

На собеседование многие из вас приходили с родственниками: матерями, женами, сестрами. Я помню, какую богатейшую гамму чувств источали сидевшие в ходе собеседования рядом с вами ваши родные. Какое многообразие переживаний выражали их глаза; кажется, в них было все – мольба, страх, надежда, тревога, недоверие.

- Господи? - казалось, молчаливо излучали они своим взглядом один и тот же вопрос, - неужели совершится чудо. Неужели мой сын, мой муж, мой брат, переживший из-за алкоголя столько страданий, испытавший ужас лагерей, побывавший в руках разных специалистов, потерявший в жизни почти все, что можно было потерять и вдруг здесь, за десять вечеров сможет в корне преобразиться. Без каких-либо медицинских вмешательств в организм, без гипотетического насилия над сознанием, обретет установку на совершенно трезвую, здоровую жизнь…

Так вот, дорогие друзья, уже сейчас, в первые минуты нашей встречи, я хочу заверить вас, что цель, которую вы поставили перед собой, действительно можно назвать чудом. Это чудо может свершиться и если оно произойдет, то творцами чуда будете вы. Ни медсестра в белом халате, ни милиционер в синем мундире, ни руководитель предприятия, где вы работаете, ни районный судья, ни участковый врач, ни жена, ни мать, а именно вы, потому что решение вопроса находится только в ваших руках.

Моё участие в чудосотворении тоже будет иметь место, но я, в лучшем случае, буду выполнять лишь скромную роль вашего соавтора. Своими лекциями я постараюсь заложить несколько кирпичиков в фундамент стартовой площадки для вашего будущего прыжка в новую жизнь. Основную же работу предстоит выполнять вам. В ходе занятий вы познаете правду об алкоголе и табаке, во время домашней работы над дневниками будете вспоминать свою прошлую жизнь. Вы взвесите понесенные потери, приобретенные болезни из-за вашего пристрастия к спиртному, объективно проанализируете свои поступки, вы будете проводить эту работу с пристрастием строгого, принципиального, но заинтересованного в результатах своей работы судьи. В этом случае не может быть сомнения, что в итоге пристрастного анализа прошлой жизни и на основании объективной оценки роли спиртного в вашей судьбе, вы примете правильное решение на будущее, вы навсегда исключите алкоголь и табак из своего рациона. Возможно, даже настанет время, когда вы, вспоминая свое прошлое, будете несказанно удивляться, а, возможно, даже ужасаться собственной глупости. Мысленно спросите себя, зачем на протяжении стольких лет я был по-собачьи предан этим гадким порокам, что я пытался с их помощью найти, что нашел, и на основании собственных разумных выводов примете правильное решение.

Но если это случится, то только потом, а пока давайте более конкретно поговорим о нашей дальнейшей работе.

Методика, разработанная Геннадием Андреевичем Шичко, как и любая другая методика, требует со стороны тех, кто ею пользуется, проявления старания и исполнительской дисциплины. В частности, решение человека придти к нам за помощью, должно быть продиктовано собственным, осознанным признанием наличия у него алкогольной проблемы и согласием, что эту проблему ему необходимо решить. Короче, вы должны искренне согласиться, что вам действительно нужна помощь со стороны. В противном случае и вы, и я затратим впустую время десяти вечеров. Ваша попытка избавиться от проблемы закончится нулевым результатом.

Будем считать, что выполнение первого требования методики – добровольность вашего прихода в клуб – есть факт свершившийся. Мне остается добавить, что это уже веская гарантия возможности достижения успеха в задуманном нами мероприятии.

Вторым условием методики, требованием в первый день занятий я его пока назвать не могу, является следующее предложение. Я вам советую постараться, как можно быстрее согласиться, или хотя бы для начала смириться с мыслью, что конечным результатом нашей работы явится приобретение каждым из вас установки абсолютной трезвости, причем, трезвости на всю оставшуюся жизнь. Скажу, почему я так считаю. Признание приемлемости для себя подобной перспективы и предварительная прикидка своего поведения в предстоящих питейных ситуациях является одним из существенных порогов, успешно преодолев который, алкоголезависимый человек начинает чувствовать себя намного уверенней. Вот я и советую каждому из вас спросить себя, признает ли он, пока хотя бы теоретически, реальной возможность, что к концу занятий он станет человеком, не считающим нужным для себя употреблять алкоголь в качестве взбодряющего настроение напитка. Умозрительно представить, как он будет чувствовать себя через десять дней, когда для него не останется в этом запрограммированном на потребление алкоголь мире ни бокала шампанского в Новый год, ни кружки пива в жаркую погоду. Готов ли он в будущем никакого и никогда не принимать спиртного. Понимаю, задача максимальная, ее практически невозможно вписать в сознание «умеренного» потребителя алкоголя, но мы, если хотим достичь победы в нашем начинании, должны поставить ее перед собой уже с первого занятия.

Возможно, не все вы готовы к такой острой постановке вопроса. Не исключено, слушая меня, кто-то из вас может в мыслях недовольно хмыкнуть, улыбнуться в душе моей наивности, может даже пожалеть, что пришел сюда и в дальнейшем отказаться от моих услуг. Это ваше личное дело, вы вправе поступать так, как считаете нужным. Но я, со своей стороны, будучи абсолютно уверенным в том, что никому из вас уже не дано когда-либо научиться пить в так называемую « меру», считаю не только не нужным, но и вредным для себя занятием пытаться обманывать вас популистскими, недостижимыми обещаниями. Я обязан на первом занятии поставить перед вами вопрос в принципиальном, бескомпромиссном ракурсе. Альтернатива у нас может быть только одна – абсолютная трезвость. Питать в душе надежду на что-то другое, в частности, на возможность после определенного срока воздержания снова понемногу употреблять спиртное – бессмысленный, безнадежный прожект. Печальным опытом попыток многих подобных «прожектеров» доказана полная несостоятельность их надежд. Каждый из приходящих сюда граждан физиологически является алкоголезависимым человеком, зависимость эта неизлечима, следовательно, кроме названного варианта абсолютной трезвости, ничего другого и никому я предложить не могу.

Этот вопрос уже сегодня, в ходе своей первой лекции, я особенно заостряю еще и потому, что из опыта работы с прежними группами знаю, некоторые слушатели все-таки приходят сюда с тайной надеждой «научиться» пить, как все люди – «умеренно и культурно». Но это, уважаемые друзья, тщетная попытка, такой вариант для вас недостижим. Я в этом убежден абсолютно, поэтому не хочу понапрасну тратить время, не хочу ежедневно голосовыми связками бессмысленно сотрясать атмосферный воздух аудитории, по два часа полоскать языком во рту, извергая слова, которые не будут приниматься вами, как истина. Я не желаю превращать свои усилия в сизифов труд, пытаться вытаскивать людей из алкогольного болота, с тем, чтобы через какое-то время они снова скатывались в грязь, причем, падали еще глубже. Прошу прощения за резкость, но дело обстоит именно так. Мы здесь не учим «как пить», мы здесь учим «как не пить».

Поэтому прошу принять во внимание, или, как говорят в «миру», – зарубить себе на носу, что курс на абсолютную трезвость будет являться лейтмотивом всех наших занятий, и он будет неукоснительно мной проводиться на протяжении всех встреч. Если же для кого-то наш максимализм окажется не созвучным его мировоззрению, если кому-то слова «абсолютная трезвость» будут резать слух, таких товарищей прошу себя не утруждать и покинуть занятия. Повторюсь, хотя знаю, что делаю это не в первый раз, я не обладаю способностью научить алкоголезависимого человека употреблять спиртное «в меру», как, впрочем, не сомневаюсь и в том, что никто этому научить не сможет. Пока еще неизвестно случая, чтобы кого-то из алкоголиков, ранее пропивавшего «все и вся», вдруг научили бы пить во благо себе, и в счастье своим родным. Мне, во всяком случае, о подобных прецедентах ничего неизвестно.

Чтобы поставить окончательную точку на этом некорректном разговоре, обращаюсь к слушателям с повторным предложением. Кто считает, что я поступаю неправильно, навязывая вам абсолютную трезвость, кто таит в сознании мыслишку когда-нибудь все-таки научиться пить «в меру» и планирует в будущем это сделать, тех прошу не утруждать понапрасну ни себя, ни меня. Я предлагаю им уже сейчас покинуть зал. Мы расстанемся с миром, каждый останется при своем убеждении, но без малейшей обиды на оппонента. Что касается меня, то скажу: если кто-то из несогласных сегодня со мной слушателей, через некоторое время признает, что он оказался неправ и захочет снова обратиться ко мне за помощью, я буду готов ее оказать. Жду минуту решения несогласных со мной… Желающих покинуть группу нет…, прекрасно. Я мысленно аплодирую вам и продолжаю работу дальше.

Итак, стратегическую задачу мы для себя определили. Каждому из нас необходимо в течение занятий выработать в своем сознании установку на абсолютную трезвость. Цель определена, всеми присутствующими принята к исполнению, значит можно перейти к обсуждению тактических приемов ее достижения.

Здесь, в качестве вспомогательного посоха, определяющего ориентира, или указующего перста – как угодно назовите своего будущего помощника, хочу вам посоветовать избрать для себя две аксиомы, или, как говорил Эвклид, два постулата.

Первый постулат – мне пить нельзя. Это аргумент мы принимаем за положение, не требующее доказательств, прежде всего, исходя из признания за собой физиологической зависимости от алкоголя. Эта зависимость, как мы уже сказали, неизлечима, а я признал себя физиологически зависимым от алкоголя, значит, мне действительно пить нельзя. Такое, в качестве первого шага к победе решение, должно быть принято каждым из вас.

Второй постулат – мне пить не надо. Здесь дело обстоит еще проще. С точки зрения логики алкоголь, принимаемый человеком, как средство для возбуждения психики, всегда приносил ему только зло и никогда – пользы. Во-первых, вводимый в организм этиловый яд однозначно подрывает здоровье пьющего. Во-вторых, получаемое от употребления вина веселье неестественно, фальшиво, безумно, оно часто способствует возникновению ссор, драк, вызывает нежелательные последствия, нередко заканчивается трагедиями. Поведение, находящегося в пьяном состоянии человека, не соответствует его высокому званию разумного существа. Истинность этого утверждения каждым из вас неоднократно проверена собственным горьким опытом и потому не требует каких-либо особых доказательств.

 - Значит, - делаете вы второе заключение, - употреблять алкоголь мне не только нельзя, но и, в принципе, не надо.

 Далее хочу подчеркнуть: хотя постулатов в вашем распоряжении имеется два, но на ближайшее время, примерно на полтора – два года в качестве главного ориентира для вас должен являться первый постулат – мне пить нельзя. Именно его необходимо постоянно держать в голове, особенно в те моменты, когда ситуация будет располагать к выпивке.

 Например, отправляетесь вы на праздничный вечер к друзьям, к вам собираются приехать гости, отмечаете ли на работе день рождения вашего начальника, «обмываете» ножки новорожденному, да мало ли будет встречаться праздников на вашем пути. Подобных мероприятий нам не избежать, и пытаться уклоняться от них особо тоже не стоит. Жизнь надо принимать такой, какая она есть.

Главное, в преддверии питейного мероприятия надо твердо определить для себя однозначную установку, принять на вооружение первый постулат – мне пить нельзя. Далее ваше поведение должно соответствовать принятому решению, независимо от внешней ситуации и вашей реакции на нее. Веселитесь вы или грустите, поете, или молчите, сидите или танцуете – ваше право выбора, как вам поступать. Конечно, если вы участвуете в праздничном мероприятии, то зачем же наводить на людей скуку. В этом случае лучше веселиться, петь и танцевать, вот только делать все это вам теперь придется только в трезвом состоянии. Вы приняли к исполнению постулат – мне пить нельзя, и должны неукоснительно следовать этому решению.

По истечении определенного времени, примерно, как я уже говорил, от полутора до двух лет, когда трезвость станет для вас нормой жизни, когда ваши родные, друзья, знакомые привыкнут к вашему поведению и, главное, когда вам самому понравится избранный вами трезвый путь, тогда на первый план вы можете поставить менее категоричное условие, а именно, постулат «мне пить не надо». В первом случае вам приходилось постоянно держать сторожа в голове, в приказном порядке регулировать свое поведение. Теперь же, когда присутствие в выпивающей компании у вас уже не вызывает желания последовать ее примеру, когда, наблюдая за поведением подвыпивших людей, вы все больше убеждаетесь в правильности избранного вами трезвого пути, тогда вместо командно-приказного требования – мне пить нельзя, можете использовать более мягкий постулат – мне пить не надо. Это в определенной степени облегчит вам жизнь, вы избавитесь от необходимости держать в постоянном напряжении свою психику.

Но если, через пять, восемь, или более того лет во время присутствия на каком-либо «сверхторжественном» празднике, в вашем сознании вдруг шевельнется мысль, - а что если немножечко…, я же так долго не пью…, я же теперь умненький, могу себе позволить немного расслабиться, - помните, это самоубийственная мысль. Она чревата для вас крайне большими неприятностями. Постарайтесь сразу же выбросить ее из головы, а для более полной безопасности тут же выхватывайте со второй позиции постулат «мне пить нельзя» и водружайте его на переднем плане.

Вот так, уважаемые друзья, теперь до конца жизни должна выглядеть стратегия и тактика вашей борьбы с «зеленым змием». Помните, выработанная обществом за многие века существования земной цивилизации алкогольная запрограммированность, проявляющаяся в виде питейных традиций, привычек, установок, будет подстерегать вас на каждом шагу. Малейшая потеря бдительности, незначительная уступка традиционному питейному ритуалу, символическое пригубление рюмки, может сразу отбросить вас на исходные позиции когда-то начатой вами борьбы с алкоголем, а, точнее говоря, снова низвергнет вас в ад прежнего пьяного кошмара. Что особенно следует подчеркнуть, падать будет очень больно, и еще труднее будет подниматься. Алкоголь не любит колеблющихся, он жестоко наказывает тех, кто пытался от него отказаться. Поэтому я вам советую сразу, во всяком случае, к концу наших занятий, принять окончательное решение, однозначно отказаться от алкоголя, с тем, чтобы в дальнейшем уже никогда не мучить себя сомнениями по поводу вопроса – «льзя или нельзя немножко».

Теперь несколько подробнее о самом главном нашем условии, о дневниках, с которыми вы будете работать каждый день.

Когда в ходе первого собеседования, я ставлю перед слушателями вопрос о необходимости ежедневного писания дневников, замечаю, как некоторые из них начинают беспокойно ерзать на стуле и озабоченно покашливать в кулак. Мое требование оказывается для них неприятной неожиданностью, они не могут понять, зачем им нужна еще какая-то «писанина». Начинают слегка нервничать, дергаться, не зная, как себя вести дальше.

С одной стороны, выразить несогласие с предложением, рискованно – не зачислят в группу, а с другой – не могут себе представить, как они будут заниматься литературным творчеством. Некоторым кажется даже, что это несерьезное требование, школярство какое-то. Дескать, я сюда пришел лечиться от алкоголя, а не писать романы. Зачем же, меня, пятидесятилетнего мужика, простого рабочего человека, несколько десятков лет не державшего в руках ручки, вдруг заставляют писать дневники. Абсурд какой-то.

Не углубляясь дальше в размышления «простого человека», постараюсь сам ответить на его безмолвный вопрос. Действительно, на первый взгляд требование к нашим пациентам ежедневно по вечерам после занятий дома излагать собственные мысли на бумаге некоторым представляется необоснованным требованием, а кому-то может показаться даже абсурдом.

Однако, смею вас заверить, что это только на первый взгляд наше требование заниматься «писаниной» кажется странным. Объясняю причину обманчивости «первого взгляда».

За многие века противостояния алкоголизму человечество выработало огромное количество разнообразных методов и приемов борьбы с этим злом. Я не буду пытаться все их назвать, это практически невозможно, да в этом и необходимости нет. Я лишь хочу сказать, что все антиалкогольные методики, как давно известные, так и недавно разработанные - все они в зависимости от принципа воздействия на объект их интереса, на алкоголезависимый человеческий индивидуум, можно объеденить в две основные группы. В одной группе объединить варианты, призванные тем или иным способом насильно принудить человека не употреблять спиртные напитки, в другой – приводящие к тому же результату, но на добровольной, осознанной основе принятия человеком трезвого для себя образа жизни. Нетрудно заметить, насколько велика разница между этими двумя методиками. При этом, следует отметить, что большинство из них относится к первой группе и совсем небольшое количество - ко второй. В огромном многообразии систем лечения от алкоголизма преобладающим является все-таки насильственный способ.
 Вот и давайте обсудим, какой из двух наборов методик – принудительный или безнасильственный является более гуманным, более безболезненным и, наконец, более действенным с точки зрения достигаемого при его применении конечного результата.

Прежде чем продолжать лекцию, хочу вас предупредить, уважаемые друзья, что своими дальнейшими размышлениями я отнюдь не ставлю целью высказывать сомнения в целесообразности, в пользе или вреде каких-либо других, отличных от методики Шичко форм лечения алкоголиков. Я не имею права для подобных утверждений. Я хочу лишь подчеркнуть простую и без меня многим давно известную истину о том, что очаг алкогольной болезни первоначально гнездится в голове алкоголика, а уже потом, образно говоря, он перемещается в тело. Поэтому, основной задачей при попытке оказания помощи алкоголезависимому человеку следует считать освобождение его сознания от положительной мысли об алкоголе. Не решив эту задачу, все остальные варианты попыток привести человека к трезвости, так или иначе, явятся проявлением насилия над его организмом, над его психикой. А принудительная форма воздействия на человека, если он сам, в принципе, не согласен с проводимой над ним операцией, в лучшем случае, может дать лишь временный эффект, но окончательно решить проблему она не сможет.

Я не буду дальше комментировать метод насильственного принуждения алкоголика к отказу от спиртного, как и не буду, что уже неоднократно повторял, высказывать свои замечания по поводу других, отличных от Шичко методик оказания помощи алкоголикам. Каждый человек являет собой определенную индивидуальность, к каждому должен быть особый подход, тем более, когда вопрос касается алкогольной проблемы. Возможно, для некоторых людей насильственно-принудительный метод является единственно возможным. Сколько характеров, столько и вариантов. Я лишь выскажу свое убеждение в том, что человек, сдерживающий себя от употребления спиртного под насилием со стороны, вряд ли, бывает счастлив в своей «трезвости». Кроме того, он ведь хорошо знает, что действие ампулы или таблетки рассчитано лишь на определенный период, отсюда и воздержание от употребления алкоголя чаще всего является временным явлением. По истечению определенного срока, вынужденно не употреблявший вино алкоголик, как правило, снова начинает его пить.

Заслуга ленинградского ученого Геннадия Шичко заключается в том, что он одним из первых во главу угла алкогольного вопроса поставил психологическую составляющую проблемы. Он предложил лечить от алкоголизма, прежде всего, сознание человека, а уже потом его тело.

-Алкогольный «жучок», - примерно так говорил он, - можно представить в образе положительной мысли об алкоголе, который находится в голове больного, он, образно говоря, сидит в его сознании. Откуда он там взялся, не трудно объяснить. Под воздействием многовековой алкогольной запрограммированности земной цивилизации алкогольный «жучок» зарождается практически в сознании каждого человека, причем, задолго до первого употребления им спиртного. Именно этот вредоносный «жучок» (положительная мысль об алкоголе) заставляет человека при появлении у него желания получить эйфорийное состояние, прибегать к услугам наркотической жидкости. И никакими таблетками, уколами, ампулами этого «жучка» из головы человека не выковыряешь. Избавиться от положительной мысли об алкоголе можно только силой убеждения, достигаемого при помощи слова и, разумеется, при наличии желания у больного алкоголизмом это убеждение заиметь.

В нашем варианте, избавление может быть обеспечено в ходе десятидевных занятий и только в том случае, если руководитель сумеет донести трезвенические убеждения до сознания слушателей, а те, со своей стороны, проявят искренний интерес к излагаемому материалу. Но вот еще о чем следует постоянно помнить. Слово руководителя группы – это только часть работы, причем ее меньшая часть. Основное условие для обеспечения успеха заключается в последующих после лекций домашних размышлениях слушателей, их домашняя работа с дневниками.

Вот и давайте дальше поговорим о дневнике, как о главной составляющей нашей дальнейшей работы. В практике своей деятельности я подметил, что в процессе занятий большинство наших учеников правильно оценивают значение дневников и через два - три занятия не только смиряются с нашим требованием, но уже с удовольствием их пишут. Не скажу, что, размышляя о своем неприглядном прошлом, слушатели испытывают большое удовольствие от подобных воспоминаний, что они радуются, воскрешая в памяти когда-то совершенные ими в пьяном состоянии поступки. Конечно же, нет. В такие минуты им приходится испытывать душевные муки, моральные переживания, короче, страдать. Но от этого никуда не уйти, потому что это составная часть методики нашей работы. Критическая оценка прошлого, подкрепляемая соответствующими выводами на будущее, для каждого из вас явится залогом победы над алкогольным врагом. Если же кто-то из вас так и не осознает значения дневника в предпринятом начинании, формально отнесется к его написанию, в этом случае у него мало окажется шансов достичь поставленной цели.

Далее, в качестве примера, приведу небольшие отрывки записей одного из прежних слушателей, с тем, чтобы вы прочувствовали, как размышляли ваши коллеги из предыдущих групп. Занятия в группе, где занимался автор дневников, я проводил много лет назад.

Несколько слов об авторе дневника.

Мужчина, 36 лет, имеет двух детей, образование среднее техническое, но по причине систематического пьянства, в период занятий работал грузчиком в магазине. Три раза лечился от алкоголизма медикаментозным методом, максимальный срок «воздержания» два месяца.

А теперь отрывки из дневника.

1-е занятие

…Спиртное попробовал в первый раз в 16 лет. В 20 лет выработалась привычка выпивать в праздники, выходные, на рыбалке, после бани. С двадцати пяти лет уже не брезговал ничем. Выпиваю на работе, в подъезде, с приятелями и в одиночку. Пью все, что найдется, обязательно опохмеляюсь потом 2-3 дня.
 Курю с четырнадцати лет. В настоящее время выкуриваю в день полторы пачки сигарет российско-американского производства «Союз-Апполон». Сейчас мне тридцать шесть лет. Пить и курить пытался бросить сам, с помощью врачей – бесполезно…

2-е занятие

…Сегодня, после первой лекции на курсах, анализирую свое состояние. Выпить, конечно, хочется, но держусь, а курю по-прежнему.
 Подсчитал, сколько пропито и прокурено. В день полторы пачки сигарет – 30 рублей, за месяц - 900 рублей, за год – более 10 тысяч, а за двадцать два года, стало быть, около 220 тысяч рублей (по курсу 2011 года. Примечание автора) С ума сойти. А о спиртном и говорить страшно. Есть у меня старенький мопед, а ведь давно мог бы ездить на «Волге»…

3-е занятие

… Сегодня на автобусной остановке несколько раз оглядывался на ящики с пивом. Тянуло выпить, но сдержался. Дозу курения сбавил до 15 сигарет в сутки. Тяжело терпеть, но раз решил – надо бросать.
 Аппетит неважный. Во сне видел себя в кампании пьющих. Пьяницы и алкоголики начинают вызывать отвращение. Жена хоть и посматривает на меня с недоверием, но поддерживает, не противоречит, не подсмеивается.
 Настрой на завтра: не пить и уменьшить дозу сигарет…

4-е занятие

… Вчера вечером после занятий устал и решил перенести исповедь на утро. Сон был короткий и очень тревожный. Снилось, что с каким-то дружком купили две бутылки водки, но выпить не успели. Проснулся в поту и с головной болью. Подумал, значит, еще не все выстрадал, раз такое снится.
 Честно говоря, отвращения к водке пока не появилось, просто знаю, что назад дороги нет, иначе пропаду.
 Выкурил десять сигарет по десять затяжек, решил считать и то и другое. После первых затяжек легкое головокружение и тошнота, но курить все равно хочется…
 Сегодня у меня был выходной, а на работе получка. Получил деньги, зашел в цех. Дружки все под хмельком, предложили и мне выпить. Отказался, сказал, что «завязал», не верят, смеются – вспомни, сколько раз «завязывал» и посмотри на себя, весь в узлах ходишь.
 Шел домой и думал – хорошо, что с ними не выпил, а то бы пошло-поехало, хорошо, что устоял. Зато домой вечером жене принес цветы, а детям торт. Жена глазам не верит, что это на тебя нашло?
 – У меня же сегодня получка, - отвечаю я, - так это вместо бутылки.
 Дочь маленькая сразу села пить чай с тортом, а сын – ему уже шестнадцать лет – тоже спросил:
 - Что у нас за праздник сегодня, что торт и цветы на столе?
 И подумалось мне – да, дорогие родные, сегодня действительно праздник, великий праздник духовного перерождения вашего отца…

5-е занятие

… Вот смотрю с автобуса, и сколько пьяных на улицах, на дорогах, на остановках и я был таким неделю назад. Сколько они несут своей пьянкой и горя, и слез, и зла. Нет, нет и еще раз нет, только вперед к трезвой жизни…
 Больше не буду откладывать на завтра писание дневника, все надо делать своевременно. В обществе пьющих не был, выкурил девять сигарет. Все чаще задумываюсь о губительном влиянии алкоголя и никотина. Но после еды руки сами по привычке тянутся к «карманному крематорию», как называет курево наш руководитель. Заметил, что во второй половине дня воздерживаться от курения легче, надо это учесть и еще убавить количество выкуриваемых сигарет…

6-е занятие

… Сознание яснее ясного, никаких «вчерашних» дней. Но долго я еще буду носить на себе ту печать, от которой сразу не отмоешься. А новую жизнь я уже начал, сумею вернуть себе имя человека настоящего, здравого…
 К спиртному начинает появляться отвращение. Выкурил три сигареты - закололо сердце, что же это я сам свое больное сердце добиваю? Хватит, завтра надо совсем бросить курить.
 Занятия очень интересные, особенно аутотренинг, успокаивает нервы, настраивает на хорошие мысли. Настроение, самочувствие, сон, аппетит – хорошие. Не пью уже вторую неделю, завтра не буду курить!…

7-е занятие

… К выпивке равнодушен. Сегодня не курил. Трудно держаться, но радость, что могу победить, вдохновляет. День прошел нормально, перед сном внушил себе, что хочу, могу, должен бросить пить и курить. Делаю это, лежа в постели с закрытыми глазами уже три вечера в подряд, помогает…
 Из сочинения на тему: «О тех, кого нет рядом»
 …До сих пор пить в больших компаниях было модно и престижно. Пьют рабочие и начальники, поднимают стаканы за здоровье и коллективно травятся этиловым ядом женщины, подростки…
 Как и все пили мой отец, старший брат и я. Помню, как отец по пьянке изрубил топором все мамины платья, только это и осталось в памяти о нем…Старший брат пристрастился к водке уже в четырнадцать лет. В пьяном состоянии совершил преступление, отбыл срок. Вернулся, снова стал пить, куражиться над семьей, а потом его нашли мертвым за магазином… Боже мой, сколько потерь. А ведь я раньше и не задумывался, что виной всему этому был алкоголь. Господи, неужели я еще когда-нибудь вернусь к бутылке…

8-е занятие

… Как вспомнишь, так вздрогнешь. Сколько потеряно дней, да каких дней – лет. Не жил, а плыл по течению, да, притом, не в чистой воде, а в каком-то грязном омуте, без берегов. Хватит, пора умыться чистой родниковой водой…
 Ежедневно анализирую свое поведение, поступки окружающих. К выпивке не тянет, но отсутствие табака ощущаю, сильный кашель, особенно по утрам и после обеда. Организм сильно запрограммирован на курение и требует своего. Ничего, выдержу…
 Время летит быстро, на огороде оказалось много дел, занимаюсь ими с удовольствием. О выпивке не думаю, настроен на полную победу…

9-е занятие

… С каждым занятием и особенно после него, как будто одеваешься во что-то новое, которое тебе так идет и так легко в душе и в теле. Никаких переживаний, наоборот, жить хочется, смеяться, радоваться, ведь как много кругом прекрасного…
 Сегодня день памяти моей матери. По обычаю поминают вином, но у меня даже мысли не возникло о выпивке. Поправил могилку, постоял, подумал о том, что сегодня бы мама была рада за меня. Прости меня, родная, что при жизни я не порадовал тебя своей трезвостью…

10-е занятие

… Последнее занятие на курсах. Почти всех слушателей за эти дни узнал, хорошие, добрые ребята. Страшно вспомнить, какими мы были в первый день занятий…
 Сегодня, когда я убежден в своей победе, я призвал бы всех бороться за запрещение наглого одурманивания народа. Почему в других странах пить не престижно, а мы, русские, тратим свои кровные денежки на яд, мучаем и травим себя и своих родных. Хватит, пора нам начинать жить трезво, разумно, дышать чистым воздухом.
 Именно так я намерен жить сам и помогать выходить из дурмана другим… Спасибо Вам, завтра покупаю цветы, торт и по полной программе с семьей отмечаем мое второе рождение.

Я прочитал вам малую часть дневников одного из слушателей прошлых групп. Из кратких отрывков, вы, надеюсь, сделали вывод, каким образом автор смог освободиться от алкогольной и никотиновой зависимости. А достиг он этого, прежде всего, благодаря, пристрастному анализу собственной жизни, в том числе сделанному в ходе размышлений на страницах дневников, с последующей оценкой той роли, что сыграли в ней алкоголь и табак. В результате, он принял для себя однозначное решение добровольно, осознанно, без каких-либо насилий со стороны отказаться от употребления алкогольного и никотинового наркотиков. Я уверен, что он теперь никогда не променяет эту жизнь на свое прошлое - жалкое, курящее, пьяное существование. Так что, дорогие друзья, все в ваших руках, размышляйте, анализируйте, принимайте решение.

Вот все то, что я хотел сказать о значении дневников в нашей предстоящей работе. Надеюсь, вы меня правильно поняли, и верю, что в этом смысле будете следовать требованиям методики Геннадия Шичко.

Будем завершать занятие. В форме заключительного аккорда первой беседы, хочу сказать еще несколько слов общего порядка.

В нашей аудитории собрались в основном ранее незнакомые друг с другом люди. У вас разный возраст, образование, род занятий, разные типы темперамента, семейное положение, но всех вас сюда привела одна беда – пристрастие к алкоголю. Избавляться от своей беды мы будем общими усилиями, при полном взаимопонимании и поддержке друг друга.

В связи с этим, кроме уже высказанных требований и условий нашей методики, хочу предупредить вас еще вот о чем. Каждый раз, приходя на занятие и, переступая порог нашего заведения, вы должны оставлять там, за дверьми, чувство скепсиса, недоверия, гордыни, предубежденности. Вам следует входить в это помещение с открытой душой безо всякого страха, что ее кто-то может оскорбить, или, тем более, плюнуть в нее. Здесь нет деления на «чистых» и «нечистых», на начальников и подчиненных, на обвиняемых и обвинителей, здесь все братья во Христе. Поэтому ведите себя в этой аудитории соответственно установке – свободно, раскованно, искренне, но с постоянной осознанностью задачи, ради решения которой мы здесь собрались. Надеюсь, за десять дней нашего общения вы станете не только соседями по стульям и друзьями по несчастью, но и братьями по оружию, а когда мы вместе придем к победе, станем соратниками, единомышленниками в пропаганде и утверждению трезвого, разумного образа жизни.

На такой мажорной ноте я заканчиваю свою первую беседу, а оставшееся время используем для ответов на ваши вопросы. Слушаю вас.

Вопрос. Может быть, мой вопрос покажется вам не совсем корректным, поскольку он касается вас лично. За это прошу извинения, но я считаю нужным его задать, потому что этот вопрос всех нас весьма интересует. Вот вы своих пациентов, или вернее сказать, слушателей настойчиво убеждаете избрать для себя жизнь совершенно без алкоголя, никогда и никакого не употреблять. Не будем спорить, требование правильное, другого выхода у нас просто нет, в этом мы убедились на собственном опыте.

А вот нам интересно было бы знать, как вы сами относитесь к алкоголю, как проводите праздники, дни рождения. Неужели в Новый год не употребляете шампанское, на свадьбах пьете только минеральную воду и, вообще, сами никогда в жизни не пробовали спиртное?

Ответ. Почему же свой вопрос вы называете некорректным, вполне нормальный и обоснованный вопрос. Более того, я ждал от вас этого вопроса, вы просто были обязаны мне его задать, а ответ на него я рассматриваю, как один из составных элементов своей работы.

В качестве прелюдии ответа хочу еще раз подчеркнуть, наше общение друг с другом, уважаемые друзья, должно осуществляться на основе доверительности и взаимопонимания. Соответственно, ответы на задаваемые вопросы, как с вашей, так и с моей стороны, должны быть искренни и правдивы.

А теперь несколько слов о себе и о своем отношении к спиртным напиткам. Если бы я, человек весьма солидного возраста, сказал вам, что никогда в жизни не пробовал алкоголь, не знаю его вкуса и запаха, мое подобное заявление явилось бы заведомой ложью. Трудно представить себе в нашей алкогольнозапрограммированной действительности человека, который, дожив до зрелых лет, никогда не попробовал бы алкоголь. Такого просто не могло быть, не случилось подобного и со мной. Я, как и вы, как и многие, многие другие представители рода людского, находясь с момента рождения под постоянным давлением старшего «культуропьющего» большинства, незаметно для себя выработал в сознании положительную мысль об алкоголе, и потом, претворяя ее в действительность, где-то с шестнадцатилетнего возраста начал употреблять спиртное. Правда, делал это в так называемых «умеренных» дозах. Алкоголь – злой рок человечества. Отдельно взятому индивидууму трудно, если не сказать невозможно, постоянно пребывая в условиях всеобщей запрограммированности на алкоголь, избежать его сатанинского воздействия. Так что не явился в этом плане исключением и ваш покорный слуга, «умеренное» питие алкоголя я считал для себя вполне нормальным явлением. Как и все мы, однажды, в юном возрасте в первый раз приложился к рюмке и затем, при соответствующем случае, делал это не один раз.
 Дружеские застолья, танцевальные вечера в юности, радостные события, или горькие разочарования в зрелом возрасте, узаконенные обществом традиционные праздники на протяжении всей жизни - это все те события, которые заставляют человека периодически употреблять алкоголь. Не избежал, повторяюсь, в свое время участия в этих мероприятиях и я. На протяжении многих лет я был вполне исправным «культуропитейщиком», не считал грехом поднять бокал вина в праздники, слегка «расслабиться» бутылкой пива после баньки, при встрече с друзьями выпить и более крепкого напитка.

- Какой же ты мужик, если в праздник не можешь поднять рюмку? – обычно вопрошает трезвенника его «умеренно пьющее» окружение за праздничным столом – ты, что, больной, слишком правильный, или просто не уважаешь нас?

В святой наивности непонимания своей рабской зависимости от алкоголя они искренне недоумевают по поводу странного поведения их коллеги, удивляются – как так, мужик и вдруг не пьет, какой же он тогда, спрашивается, мужик.

Признаюсь, я тоже на протяжении длительного времени относился к непьющим людям с непониманием, в душе испытывал к ним одновременно и чувство жалости, и чувство легкого презрения – мужик и вдруг не употребляет вино, неполноценный какой-то. Сейчас, с высоты прожитых лет и с позиции нового трезвенического мировоззрения, я вспоминаю свою прошлую, негативную оценку поведения не употребляющих алкоголь людей, как глубоко ошибочную и признаю, что она была вызвана, прежде всего, зараженностью моего тогдашнего сознания положительной мыслью об алкоголе. Конечно же, я был неправ.

Иногда в форме шутки я ассоциирую свое прежнее отношение к непьющим людям с поведением запорожцев, вопрошавших в своем знаменитом письме турецкого султана - «яки ж ты «лыцарь», если не можешь сесть голой задницей на ежа».

Казацкое послание в Стамбул является не более чем легендой, красочно изображенной на холсте великим художником, и я вспомнил о нем лишь потому, что в моем сегодняшнем понимании усесться на ежа, как и выпить рюмку водки – акции по своим последствиям во многом схожие. И в том и в другом случае, человек поимеет неприятности, правда, разные по масштабности. В первом случае будет исколота задница, во втором – исковеркана вся жизнь.

Однако вернусь к собственному прошлому. Когда-то я работал руководителем районного звена, и как было негласно заведено, по совместительству являлся председателем районной антиалкогольной комиссии, исполнявшей в те времена роль главного бича местных алкоголиков. Надо сказать, это был строгий общественный орган, пощады пьяницам он не давал. В обязательном порядке, два раза в месяц комиссия на своих заседаниях обсуждала антиобщественные проступки алкоголиков. Разборку производила принципиально, бескомпромиссно с соответствующими организационными или административными выводами. Выносила предложения руководству предприятий и организаций лишать провинившихся премий, прогрессивок, переносить их отпуск с лета на зиму, отодвигать очередность на получение квартиры. Короче, действовала решительно, беспощадно, в соответствии с бытовавшим тогда принципом – выпивохам не может быть места в нашем обществе.

Все это хорошо, алкоголизм – есть зло, а зло должно быть наказано. Но сейчас, при воспоминании о своем прежнем участии в борьбе с алкоголизмом, мне представляется и другая сторона медали своей прошлой деятельности. Ведь когда мы, члены антиалкогольной комиссии, принципиальные «борцы» с пьянством, по случаю какого-либо торжества шли в ресторан, или с прибывшим из области начальством выезжали отдыхать на «природу», подобные походы, выезды и отдых практически никогда не обходились без употребления спиртного. Мы вливали в себя алкогольный напиток, получали от него пьяное удовольствие, веселились под воздействием наркотического вещества и нам в голову никогда не приходила мысль спросить себя, так какой же я, в этом случае, борец за трезвость. Чем, в данный момент мое поведение отличается от поведения того пьяницы, которого я буду рассматривать через неделю или две на заседании «пьяной» комиссии. Мы никогда не задавались вопросом – имею ли я право предъявлять к пьянице какие-либо претензии, если сам, при случае, не прочь выпить. Не удосуживались задуматься над дилеммой, а может мне следует в ходе заседания «пьяной» комиссии сидеть не за судейским столом, а стоять на «ковре» рядом с провинившимся и выслушивать замечания в свой адрес. Нет, в таком ракурсе вопрос мы тогда перед собой не ставили. Мы же не пьяницы, мы не алкоголики, мы всегда знаем «меру» в питие. А те, иногда случаемые застолья с друзьями, или с начальством, так это же не пьянка, это культурная корпоративная выпивка.

Так что, уважаемые друзья, не буду скрывать, ваш покорный слуга на протяжении многих лет пребывал в рядах «культуропитейщиков», справно потреблял алкоголь в так называемых «разумных» пределах, не считал такое поведение зазорным, а выражение «умеренное» употребление алкоголя писал без кавычек. Да и как я мог думать по-другому, если в милицию не попадал, вытрезвители не посещал, в пьяных скандалах замечен не был, стало быть, являлся вполне нормальным человеком. Может быть, я бы и сегодня оставался таким же «вполне нормальным» человеком, если бы в эпоху печально известной горбачевской перестройки не был направлен партией на борьбу с алкоголизмом.

Об этом периоде своей жизни, поскольку он имеет прямое отношение к заданному вопросу, скажу несколько подробнее. Многие из вас знают, что в середине восьмидесятых годов прошлого века в стране развернулась бурная кампания по борьбе с алкоголизмом. Следуя объективности, надо признать, с точки зрения положения дел в стране с пьянством, его влияния на производственную и социальную жизнь, мероприятие было своевременным и обоснованным. Но, с другой стороны, следует также согласиться, что оно совершенно не было продумано его организаторами, проводилось без предварительного анализа ситуации, без оценки побочных явлений и потому с самого начала было обречено на провал. Отступление и поражение начатой кампании произойдет несколько лет спустя, а пока, в середине восьмидесятых, в плане выполнения на региональном уровне постановления ЦК КПСС, мне партийными органами было поручено организовать областное общество борьбы за трезвость. Скажу, направление на данный участок работы я воспринял не только без энтузиазма, но оно явилось для меня крайне неприятной новостью. Однако, обстоятельства сложились так, что я не имел возможности отказаться от предложения.

Вот так, двадцать с лишним лет назад, я, в силу сложившихся обстоятельств, вынужден был обратиться к алкогольной проблеме, заняться делом, которое не считал серьезным занятием, и к которому совершенно не лежала душа. Такой была моя первая оценка своего нового назначения. Однако, по мере углубления в суть вопроса, я начал отходить от формального отношения к поручению, стал проявлять к проблеме все возрастающий интерес, постепенно осознавая, что ситуация с пьянством в российском обществе, действительно достигла угрожающих высот, и требовала незамедлительного принятий действенных мер. Тогда я стал более внимательно и более пристрастно изучать порученное мне дело.

В ходе углубления в суть проблемы сначала я задумался над теоретическими вопросами, а именно: с чего начинается алкоголизм, кого можно считать алкоголиком, чем отличается пьяница от алкоголика, а «культуропитейщик» от пьяницы. Далее, как бы само по себе в моем сознании зародился следующий вопрос, граничащий с недоумением: интересно, зачем вообще разумному существу нужно возбуждать свою психику наркотиком, чем вызвана эта необходимость, как можно охарактеризовать поведение человека, пребывающего в пьяном состоянии, и, наконец, положительно или отрицательно влияет выпивка на его жизнь.

И вот тут, как говорят сибиряки, меня «толнуло» или, выражаясь более светским языком, на меня нашло прозрение, с моего сознания начала спадать пелена алкогольной запрограммированности. Я как бы по-новому взглянул на суть винопотребления, подсознательно уловил всю негативность этого явления и снова спросил себя, так с какой же целью человек употребляет алкоголь, что он в нем ищет, что находит. Полезен ли он ему, или вреден, к какому, в конечном счете, финалу он может привести употребляющее его разумное существо.

И вы знаете, с какой бы стороны я не подходил к этому вопросу, под каким углом зрения я бы его не рассматривал, каждый раз в смысле определения полезности алкогольного напитка, получал только отрицательный ответ. Да это должно быть понятно и для непосвященных, если на предмет нашего интереса посмотреть взглядом объективного наблюдателя, а не зашоренными положительной мыслью об алкоголе глазами «культуропьющего» обывателя. А если задуматься о положительных свойствах этой жидкости, то здесь также нетрудно убедиться, что уж если кому-то спиртное и приносит пользу, так только его производителям и продавцам. Но что касается самих потребителей, то им оно всегда доставляло зло.

- Стало быть, - стал я размышлять дальше, - если суметь освободить свое сознание от алкогольной запрограммированности, если взглянуть на проблему глазами независимого от алкоголя человека, вопрос станет ясным, как Божий день. Здравомыслящее существо должно исключить из своего рациона этот, так называемый «пищевой продукт», добровольно отказаться от любого спиртонасыщенного напитка. Тут не надо иметь и семь пядей во лбу, чтобы понять такую простую истину.

Вопрос, казалось бы, действительно ясен - кроме полного отказа от алкоголя, иной альтернативы своего решения он не имеет. Вот только как, при условии сегодняшней алкоголезапрограммированности общества, этот вопрос можно решить? Предложение полного запрета производства и реализации спиртного, на данный момент, является утопией, абсурдом, неисполнимой задачей. К подобной акции земная цивилизация на сегодняшний день совершенно не готова, а предложивший подобный запрет человек, будет не понят обществом и осмеян. Значит, для начала надо попробовать хотя бы уменьшить исходящее от этого напитка зло. Найти действенный вариант оказания помощи самим пострадавшим, людям, попавшим в алкогольную зависимость, постараться им помочь, облегчить участь их родственников. С «культуропитейщиками» же придется пока повременить, так я размышлял в тот период.

Скоро я узнал, что в Ленинграде есть ученый-физиолог Геннадий Шичко, который уже давно заинтересовался алкогольной проблемой и в настоящее время усиленно работает над ее решением. Причем, работает не только в теоретическом плане, но и разработанные идеи практически претворяет в жизнь, помогает людям избавиться от алкоголизма. И, что удивительно, делает это только словом, без каких-либо медикаментозных или суггестивных насилий над личностью, не вшивает в тело ампул, не подавляет сознание гипнозом. На первый взгляд подобное казалось чудом. Алкоголика не может удержать от выпивки ни увольнение с работы, ни потеря семьи, ни болезни, ни тюрьма, ни даже сама смерть, и вдруг элементарное слово решает проблему. Подобную возможность, действительно, трудно было себе представить, это казалось невероятным, но я, заставил себя поверить в такую возможность. Ведь человек, разумное существо, ему доступна вторая сигнальная система – так почему бы, возможности силы слова не применить при решении алкогольного вопроса. Каждый человек хочет быть счастливым, каждый желает счастья своим родным и близким, для достижения этой цели готов приложить любые усилия. Но, разве алкоголь когда-либо, кого-нибудь сделал счастливым. Конечно же, нет. Наоборот, он всегда приносил пьющим и их родным одни страдания.

И что еще интересно, - подумалось мне, - ведь для человека, для так называемого гомо сапиенса, метод убеждения является наиболее гуманным, наиболее достойным разумного существа вариантом. Значит, этот метод должен оказаться более результативным, нежели попытка заставить человека отказаться от спиртного под страхом смерти или угрозы нанесения серьезного ущерба своему здоровью. Разумное существо, опираясь на собственный прошлый опыт общения с алкоголем, оценивая полученные от этого общения «приобретения», и, следуя голосу разума, может и должно придти к выводу, что ему совершенно не надо употреблять ядовитый напиток.

Короче, я поехал в Ленинград с целью записаться в одну из групп Геннадия Андреевича с тем, чтобы, участвуя в ее работе на правах слушателя, познать метод непосредственно от самого создателя. К сожалению, это у меня не получилось, а вернее сказать, я опоздал. Осенью 1986 года Геннадий Андреевич Шичко скоропостижно скончался. Потеря была невосполнимой, но я решил не оставлять свою затею, ведь у ученого должны были быть последователи. На деле так и оказалось.

Я попал к его ученику и пациенту, бывшему ленинградскому журналисту Юрию Соколову. Сам Соколов до знакомства с Шичко увлекался алкоголем сверх так называемой «меры» и из-за этого многое в жизни успел потерять. Пытался ли Соколов лечиться другими методами, я не знаю. Но когда он прошел шичковский курс психолого-педагогических бесед, когда сумел собственным сознанием воспринять новую теорию и взглянуть на алкогольную проблему другими глазами, он не только сам отказался от алкоголя, но и решил помогать другим алкоголикам, сделать то же самое. На основе методики своего учителя Соколов разработал курс лекций, выпустил несколько групп в Ленинграде, а затем поехал по всей стране, чтобы нести страдающим от алкоголя людям эту простую, всем доступную идею самовыздоровления.

Я записался в группу к Соколову, полностью на правах рядового слушателя прослушал полный цикл десятидневных курсов. Считаю нужным особо отметить фанатичную преданность Юрия Александровича идее своего учителя, его умение доносить свои убеждения до сознания других. В ходе самих занятий я был не только удивлен новым, неожиданным подходом к решению многовековой проблемы, но еще в большей степени потрясен простотой ее решения. Алкогольная болезнь (с некоторой натяжкой назовем ее болезнью), оказывается, сидит не в теле человека, а в его голове. Значит, «лечить», прежде всего, следует не физиологию, а сознание человека, его, в первую очередь, надо освобождать от положительной мысли об алкоголе. В роли главного целителя для зараженного алкогольной зависимостью индивидуума, в данном случае, может выступить только слово, именно силой убеждения можно привести алкоголика к осознанной, добровольно принятой им абсолютной трезвости. Все другие насильственные методы в лучшем случае смогут ему помочь на некоторое время под страхом отказаться от употребления алкоголя, но подобный отказ будет носить временный характер.

Короче, в ходе занятий у Соколова я много нового для себя смог уяснить и приобрести. Во-первых, более пристрастно задумался о роли алкоголя в жизни, как отдельного человека, так и человечества в целом, во-вторых, изо всех известных мне в то время вариантов «лечения» алкоголиков безоговорочно признал приоритетность данного метода над другими ему подобными. Я, восхитился простотой, гениальностью и человечностью этого метода, и вот тут мою голову неожиданно посетила смелая мысль, а не попробовать ли мне себя в этой деятельности. Начать вот таким же доступным, исключающим любое насилие методом, помогать людям избавляться от многовекового, страшного, казалось бы непобедимого недуга.
 Прежде чем продолжать рассказ о возникшем в моем сознании неожиданном и, прямо скажем, довольно самоуверенном прожекте, следует сделать небольшое, но необходимое отступление. Сам я по образованию не медицинский работник, поэтому свою «смелую» мысль надо было еще подтвердить наличием у меня легитимного права заниматься подобной работой. Оказалось, что такое право у меня есть. Я выяснил, что в 1986 году комиссия Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М.Бехтерева после ознакомления с методом Г.А.Шичко, признала его право на существование и сделала заключение, позже подтвержденное министерством здравохранения СССР, что «…методикой могут овладевать лица с различным образованием, которое совершенно не обязательно должно быть медицинским». (Письмо Министерства здравоохранения СССР №102535 от 18.06.89 г.) Следовательно, отсутствие медицинского образования не является непреодолимым порогом для работы с группами алкоголиков.

Препятствие, в смысле отсутствия спецобразования, было, таким образом, преодолено. Но оставался еще один существенный и, по сути, пока нерешенный аспект, а именно, насколько я сам морально готов к исполнению подобной миссии. Имею ли я право убеждать других не употреблять алкоголь, если сам от него еще полностью не отказался. Как я могу наставлять людей на путь трезвой жизни, если сам не следую этим путем.

Христианская заповедь гласит, не предлагай другим делать то, что не исполняешь сам. Алкоголизм неизлечим, значит, для полного выздоровления алкоголика ему необходимо навсегда утвердиться в трезвой жизни. Сам он не в силах вырваться из цепких лап алкогольного наркотика, ему требуется помощь извне. Но эту помощь, имеется в виду помощь методом убеждения, может оказать только тот, кто сам избрал для себя жизнь без алкоголя. Любой другой вариант явится образцом махрового фарисейства, демонстрацией двойного стандарта. Следовательно, мне, прежде чем приступать к работе с другими, сначала надо было разобраться в себе.

Раньше я размышлял об алкогольной проблеме, об отношении отдельного человека к спиртным напиткам в несколько обобщенном, абстрактном варианте, как бы под углом зрения стороннего, независимого от проблемы наблюдателя. Хотя, в действительности таковым не являлся, поскольку, пусть в малых, в так называемых «разумных» дозах, но алкоголь все-таки употреблял. В данном же случае я спросил непосредственно себя, - интересно, а зачем я это делал, насколько алкоголь мне был необходим, чего я хотел достичь путем его потребления и чего, в конечном счете, достиг?

Знаете, даже при своем весьма «умеренном» употреблении алкоголя в прошлом, я, тем не менее, вспоминая все то, что было связано, с этой «умеренной» выпивкой, не нашел в своих воспоминаниях ни одного положительного фрагмента. И это, повторюсь, при том, что по собственному мнению и мнению окружающих, я всегда был выдержанным по отношению к спиртному человеком. Если иногда употреблял его, то делал это только при освященных традициями случаях и лишь в «разумных» дозах. Но, как оказалось, даже в этом случае он не принес мне ни здоровья, ни авторитета, ни ума, ни красоты, хотя неприятности, вызванные моим «культурным» питием все-таки случались и даже не раз. Тогда, спрашивается, зачем же мне его употреблять?

В последующем мою голову посетила еще более радикальная мысль, - а дай-ка я попробую стать в этом алкоголезапрограммированном мире, несколько отличным от других, возьму и выйду из общего ряда «культуропитейщиков», навсегда откажусь от употребления любых спиртных напитков. Возможность принятие такого решения полностью находится в моих руках. Кто меня может заставить выпить, если я сам себе сказал - в спиртном больше не нуждаюсь. У меня нет необходимости вливать в организм наркотическую инъекцию извне, чтобы веселиться под наркозом. Я, как любой другой человек, в достаточной мере обладаю силой воли, сам руковожу своими поступками, могу поступать в соответствии с разумом, поступать именно так, как считаю нужным. А мой разум однозначно говорит, что алкоголь мне совершенно не нужен. Отсюда я должен совершить соответствующий акт, принять решение - никогда, ни при каких обстоятельствах не вливать в себя наркотическую жидкость.

Так вот, дорогие друзья, сообщаю вам с радостью и даже с определенной долей чувства гордостью, что я смог это сделать, я навсегда отказался от алкоголя. В прошедший Новый год исполнилось двадцать три года с тех пор, как у меня внутри никакого, ни разу не было алкоголя. Приняв такое решения, считаю, что имею моральное право приходящим ко мне за помощью людям сказать – делайте так, как делаю я.

В заключение весьма пространного ответа на поставленный вопрос хочу еще раз вернуться к своему «культуропитейному» прошлому. Оказывается, человеческое мышление в зависимости от уровня заложенных в нем возможностей восприятия внешней информации, обладает способностью перестраиваться, кардинально менять оценку явлений и поступков окружающего мира. Выработанные им когда-то понятия, ранее казавшиеся совершенно правильными, естественными, непоколебимыми, со временем, в ходе пытливого анализа собственного жизненного опыта, могут быть существенно изменены, порой на все сто восемьдесят градусов.

Именно так произошло с вашим покорным слугой. Исходя из произошедшей когда-то с моим сознанием удивительной метаморфозы – абсолютно полного, добровольного отказа от алкоголя, вот о чем я еще хочу вам поведать. Скажи мне, так называемому «умеренно» пьющему представителю класса гомо сапиенсов мужского рода, лет двадцать с небольшим тому назад, что я когда-то буду на полном серьезе убеждать взрослых людей отказаться от новогоднего бокала шампанского или от рюмки вина, я бы тогда, вероятней всего, воспринял такое предложение, как глупую шутку. Я смеялся бы над ней наверно также искренне, как это делали запорожцы на картине Репина. Дескать, какой же ты мужик, если не можешь выпить чарку вина. Но теперь я не сомневаюсь в том, что мое прежнее мировоззрение относительно алкоголя было глубоко ошибочным, в корне неправильным, оно явилось следствием моего слепого подчинения давлению алкоголезапрограммированного общества. Но оно, теперь осталось в далеком прошлом. Сегодня я благодарю Бога за то, что он наставил меня на правильный путь, за то, что подарил мне возможность признать правильность абсолютно трезвой жизни, и я, по мере, данных мне Всевышним способностей стараюсь в этом убеждать других. Насколько результативной в этом направлении окажется работа со слушателями данной группы, покажет время. А пока считаю нужным выразить благодарность за заданный мне вопрос.

Теперь попрошу старосту взять со стола анкеты и раздать их слушателям. В анкете двадцать два вопроса, на все вы отвечаете письменно сегодня вечером дома, завтра ответы сдаете мне. Ответы советую писать в двух экземплярах, один, как я уже сказал, сдается мне, второй - хранить у себя с тем, чтобы время от времени при необходимости иметь возможность воскрешать их в своей памяти.

Вопросы анкеты слушателя группы.

1.    Основные биографические данные (Ф.И.О. – псевдоним)
2.    Вредные привычки, от которых хотите избавиться. Вредные привычки у ваших ближайших родственников.
3.    Курение (сколько лет курите, суточная норма потребления табачных изделий, затраты на их приобретение, число попыток бросить курить)
4.    Врожденные и приобретенные заболевания до того, как вы стали употреблять алкоголь
5.    Заболевания и расстройства приобретенные в результате: а) употребления алкогольных напитков, б) курения.
6.    Возраст, когда начали употреблять спиртные напитки. Как относились в то время к этому занятию? Как к нему относитесь сейчас? Ваше отношение к пьющим (положительное, отрицательное).
7.    Возраст, когда появилась привычка к употреблению алкогольных напитков.
8.    Возраст, когда появилась потребность в спиртном.
9.     Ваше понимание терминов: «умеренно пьющий», «пьяница», «алкоголик», «трезвенник», «сухой закон». Ваша оценка «сухого закона».
10.     Примерные даты начала: а) употребление спиртного, б) пьянства, в) алкоголизма.
11 Особенности употребления спиртного (предпочитаемые напитки, частота употребления, обычные дозы, компании, места, самочувствие до, во время и после выпивок).
12. Периодичность употребления спиртных напитков: ежедневно, еженедельно, запои. Длительность: а) запоя, б) восстановление нормального самочувствия, в) начало следующего запоя.
12.    Самочувствие во время запоев. Описание особо яркого запоя.
13.     Способы прерывания запоев.
14.     Употребление суррогатов (одеколона, политуры и т. д.), частота приема, дозы, причины.
15.    Поведение при опьянении: а) на улице, б) в общественных местах, в) на работе, г) дома.
16.    Самочувствие и поведение при неудовлетворении потребности в спиртном.
17.    Ваше мнение об отрицательных последствиях употребления спиртного: для Вас, для семьи, для производства, для общества.
18.     Ваше мнение о положительных последствиях спиртного: для Вас, для семьи, для производства, для общества.
19.    Попытки самостоятельно отказаться от употребления спиртных напитков, причины неудач.
20.    Лечение от алкоголизма (время, продолжительность, способы лечения, результаты)
21.    Мотивы обращения за помощью к нам.
22.    Программа Вашего отношения к спиртному в течение ближайшего года.

 Несколько слов по поводу выданной вам анкеты. Хочу особо подчеркнуть следующее: ее разрабатывал ученый-физиолог, человек, в свое время осознанно отказавшийся от употребления любых спиртных напитков. Взирая с позиции убежденного трезвенника на праздничные застолья, неизбежно проводимые с присутствием на столах шампанского, вина, водки, он рассматривал это явление, как необъяснимый с точки зрения разумного существа абсурд, как неразумную, вредную, детскую игру взрослых людей. И, неважно, какому уровню социальной среды принадлежали сидевшие за сервированным спиртными напитками столом люди. Являлись ли они представителями интеллигенции, выходцами из рабочего класса, домохозяйками, безработными или деклассированными элементами, в данном случае, это не играло существенной роли. Не столь принципиальным было и то, как они употребляют алкоголь – «умеренно» или «безмерно», «культурно» или «не очень», по «поводу» или без такового, главное, все они считали употребление спиртных напитков неотъемлемой частью своего бытия. Анализируя получаемый от этого увлечения результат, ученый разработал оригинальную методику освобождения человека от алкогольной зависимости, не применяя к нему никаких форм насилия. Одной из составных и, далеко не последних по значимости частей методики, является предлагаемая вам анкета. Шичко являлся трезвым человеком в полном смысле этого слова, обладал аналитическим складом ума, поэтому при написании анкеты руководствовался собственной оценкой окружающей действительности. Составляя вопросы анкеты, на первый взгляд, казалось бы, непритязательные и простые, он вложил в них глубокий психологический смысл. Рядовому «культуропитейщику», не признающему за собой порока алкогольной зависимости, понять, или хотя бы уловить заложенный в вопросах анкеты смысл, практически невозможно. Она покажется ему полной бессмыслицей, непостижимым для его разума объектом, вроде как букварь для безграмотного дикаря.
 Но вами, дорогие друзья, этот документ должен рассматриваться и восприниматься совсем под другим углом зрения. Для вас он открывает дверь в новую жизнь, переступить порог которой, вы сможете только при добросовестном отношении к требованиям метода. Первый шаг в этом направлении вы уже сделали. Вы признали за собой наличие алкогольной проблемы, твердо решили от нее избавиться и, именно, с этой целью пришли сюда. Значит, как говорится, теперь вам и знамя в руки, имея в виду под условным знаменем, ваши предстоящие сегодня вечерние размышления над листком бумаги. Отвечая на вопросы анкеты, вы, как под рентгеновскими лучами, высветите свою прошлую жизнь, оцените состояние своего физического здоровья, социального положения, материального благополучия, определите в плане названных факторов плюсы и минусы, которые вы приобрели благодаря вашему общению с алкоголем. Далее дело останется за конкретными выводами. Вот вам, повторюсь, и знамя в руки.
 А теперь, для того, чтобы представить, как отвечали на эти вопросы ваши предшественники, слушатели предыдущих групп, я вам зачитаю выдержки анкеты одного из них.

ВЫДЕРЖКИ ИЗ АНКЕТЫ СЛУШАТЕЛЯ

Возраст тридцать пять лет, имею сына. Образование – незаконченное высшее, кстати, незаконченным оно оказалось тоже из-за водки. Специальностей у меня много: газо-электросварщик, слесарь-сантехник, слесарь по котельным, оператор газо-мазутных котлов, оператор по выпечке хлебобулочных изделий. Заработок у меня, как и общий доход, неопределенный, так как по причине пьянства долго на одном месте не задерживаюсь.

Желаю навсегда избавиться от пристрастия к алкоголю и табаку. Среди родственников есть «экземпляры» тоже увлекающиеся вином и табаком, но это их проблемы.
 … Врожденных заболеваний нет, во всяком случае, не помню таких. Зато знаю, что с тех пор, как начал пить и по сегодняшний день приобрел столько заболеваний, что и в морг не примут: хронический бронхит, болезнь печени, когда сдавал анализы на медкомиссию, то оказалось, не в порядке почки и желудок, учащенное сердцебиение, даже когда не пью. А когда с похмелья, то всего боюсь, почти не сплю ночью и не выключаю в комнате свет, одни ужасы.

…Алкоголь начал употреблять с пятнадцати лет. В то время не придавал этому никакого значения, потому что выпивал мало, бывал чуть навеселе и этим дело заканчивалось. Сейчас у меня самое негативное отношение к спиртным напиткам. В большинстве случаев и к пьяным отношусь отрицательно.

Привычка к употреблению алкоголя появилась в семнадцать лет (праздники, танцы, случайные заработки).

Потребность в алкоголе появилась в двадцать шесть – в двадцать восемь лет. Но тогда еще не было большого к нему пристрастия. Сейчас достаточно выпить одну рюмку и могу уйти в длительный запой.

Похмелье я уже не могу переносить ни какими силами и, во что бы - то ни стало, правдами и неправдами стараюсь раздобыть на опохмелку, хошь чего, хошь яда.

Пить я могу теперь только запоями и пью до тех пор, пока могу хоть что-нибудь достать, а когда уже ничего не раздобыть, то три-четыре дня лежу пластом. Однажды «подыхал» полторы недели. Когда выхожусь, отдыхаю неделю-две, максимум три, пока не появятся деньги, а там забываешь все мучения, все неприятности. Тогда приходит навязчивая мысль, что вот выпью чуть-чуть и больше не буду. Но где там…, опять запой, опять все сначала.
 Особенно ярких запоев нет, все они мутные, темные, мрачные – выпил, уснул, проснулся, снова выпил, уснул, и так несколько дней…Но бывают запои жуткие, страшные, которые тяжело вспоминать. Однако, опишу один из них.
 …Три года назад был я на банкете с братом и его женой. Там все было вроде хорошо, умеренное питие, культурное веселье. Приехали домой, и продолжали пить, так длилось около трех недель. Мать и родные невестки не могли остановить нас. Мы занимали деньги в долг и никак не могли остановиться. Болото затягивало нас все глубже и глубже. Невестка снимала с себя золото и продавала за спиртное. У мамы самочувствие ухудшалось с каждым днем, приехала ее сестра и отвезла в больницу, детей забрали родственники. А мы продолжали пить.

Не могу описать то состояние, в которое я впал. Я как будто попал в некую жуткую прострацию, находился и не в жизни, и не в смерти. Мне грезился Сатана в образе противной старушонки со зловещим, громким голосом. Она издевалась надо мной, предрекала мне страшные события, которые произойдут со мной, выводила меня во двор, залитый кровью. Мне представлялись наистрашнейшие картины - ад, это было ужасно.

Я не знаю, как я очнулся, как оказался на земле, не знаю, где был. Но здесь я увидел еще более ужасную картину, я видел, как умирал мой родной брат и никого не было рядом. Я до сих пор помню его последний вдох, это очень больно и страшно.

Через несколько дней приехала моя тетя, (мать была в больнице), увидев нас она вызвала «скорую» и нас увезли в стационар, так как мы не могли самостоятельно передвигаться. Через два года умерла невестка, она так и не переставала пить, ребенок, мой племянник, остался сиротой…

Прекращаю страшные воспоминания и продолжу анкету.

Мое понимание алкогольных терминов такое:

«умеренно пьющий» - человек, выпивающий только по праздникам и знающий свою норму. Слово «норму» в первом случае я написал без кавычек, хотя знаю, что Вы это посчитаете неправильным. Но Вы же требуете, чтобы мы откровенно излагали свои мысли. Я пока считаю, что большинство из окружающих меня людей, действительно знают норму в потреблении алкоголя, поэтому так пишу. Возможно, к концу занятий также, как Вы буду считать более правильным это слово окаймлять кавычками, а пока пишу, как думаю.

«пьяница» - человек, который кроме праздничных дней, также ввел себе в привычку пить по выходным, у него по утрам побаливает голова, он не прочь опохмелиться, но он еще имеет семью, ходит на работу, хотя и в том и в другом случае из-за увлечения алкоголем уже имеет неприятности. Пожалуй, это я, хотя по некоторым параметрам уже тяну на алкоголика.

«алкоголик» – практически конченый человек, нигде не работает, постоянно находится в «поддатеньком» состоянии, часто не имеет ни кола, ни двора, семья давно распалась, работает от случая к случаю, у него единственное желания – напиться.

«трезвенник» – признаться, таких людей я встречал редко и чаще всего я к ним отношусь негативно. Мне подозрительна их трезвость, я их не понимаю. Простите, моя характеристика «трезвенника» к Вам не относится, я верю Вам, надеюсь на Вас, и буду в будущем стараться следовать Вашему образу жизни.

«сухой» закон – скажу без комментариев, я отношусь к нему отрицательно.

Когда нет денег и нечем опохмелиться, тогда хошь волком вой, хошь на стенку кидайся, тогда бывает (но это уже против моей воли) иду что-нибудь продать, то, что не очень нужно.

Что дал мне плохого алкоголь.
 Когда я задумался над этим вопросом, то неожиданно пришел к выводу, что почти все что было плохого в моей сознательной жизни, прямо или косвенно связано с алкоголем. Но особенно много задолжал я семье, виноват перед сыном, буду стараться зарабатывать его уважение. Он меня любит и очень переживает за меня, а я его очень обидел своим поведением. Я не выполнил обещания, данного ему после очередного запоя, он плакал, и его слезы жгли меня хуже раскаленного железа.

Что хорошего дал мне алкоголь.

Господи, да об этом говорить даже смешно. Я могу поспорить с любым эрудитом, любым интеллектуалом и докажу, что никому, ничего положительного он дать не может.

В настоящее время, когда мне уже тридцать пять лет, мне стало жалко свои бесцельно прожитые годы, особенно последние пять. Я сделал анализ прожитой жизни, решил навсегда бросить пить и курить, и обратился к вам, чтобы вы помогли мне в этом. Перспектива на год: не пить, подняться на ступень выше по жизни, поднять свой авторитет в глазах родных и близких мне людей. Для начала стать хотя бы таким, каким я был пятнадцать лет назад и стремиться совершенствоваться. Данные для этого, я считаю, у меня есть. Помоги нам Бог.

Постскриптум. Как вы заметили из содержания анкеты, в моих размышлениях присутствует масса противоречий. С одной стороны, я пока не разделяю жизненной позиции совершенно не употребляющего алкоголь человека, а с другой, – именно таковым хочу стать. Подобная раздвоенность собственной мысли меня несколько пугает, но я надеюсь в ходе занятий придти к одному мнению, а именно, к принятию установки на трезвую жизнь. Для достижения этого я приложу все силы и верю, что у меня получится.

Вот так, сомневаясь, пугаясь, а, иногда, просто удивляясь собственным выводам, размышляли о роли алкоголя в своей судьбе, предшествовавшие вам, ваши коллеги. Автор прочитанной анкеты при изложении на бумаге ответов, особо не стремился ни к изящности слога, ни к пространности изложения, зато был искренен и правдив. Вот этого-то я требую и от вас, надеюсь, вы признали обоснованность моего требования и будете его выполнять.

Прежде чем попрощаться, в качестве заключения я приведу китайскую поговорку – путь в тысячу километров начинается с первого шага. Сегодня мы с вами сделали первый шаг в новую, трезвую жизнь. Верю, что вы теперь не измените выбранному направлению. Ваш шаг с каждым днем будет все тверже, походка все уверенней и мы добьемся цели, которую перед собой поставили.

До свиданья, до завтрашней встречи.

Продолжение следует...

 


Поиск по сайту