НОВОЕ НА САЙТЕ

Зачем России Крым и Сирия или "почему я проголосую за Путина"17.02.2018 Американцы уже много лет озабочены...
Катастрофа АН-148. Коротко14.02.2018 Приносим наши соболезнования родным и...
Что там, за биткоином…? Тайны криптовалют09.02.2018 О том, какова причина появления...
Горит на склоне сбитый 25-й...06.02.2018 Горит на склоне сбитый 25-й, Осколок...
Советский Союз в 1953-1964 гг. (конспект лекции, части 1, 2)05.02.2018 Продолжаем публиковать конспекты лекций по...

Внимание посетителей сайта

Официальным сайтом «Курсом Правды и Единения» является сайт kpe.ru

Контактная информация

  8(906)736-94-16
  mera@kpe.ru
Информационно-аналитическая служба КПЕ
analitika@kpe.ru

 

КПЕ вКонтакте - Курсом правды и единения КПЕ Фейсбук - Курсом правды и единения КПЕ Приложение для Android КПЕ Twitter

Концепция Общественной Безопасности
Текущие теоретические и аналитические работы ВП СССР смотрите на сайте

Партнеры

КПЕ Вконтакте

КПЕ Вконтакте

Южная Ювента

Отправь SMS своим друзьям:
«Узнай правду! Зайди на kpe.ru
Перешли этот текст всем своим знакомым.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы всегда быть в курсе обновлений информации на сайте.

рассылки subscribe.ru
страница рассылки


ФРАГМЕНТЫ ВТОРОЙ ЛЕКЦИИ

Просмотров: 1726

 E-mail

Добрый вечер, дорогие друзья!

Вчера вечером, после занятий, по нашей договоренности, а вернее, согласно требований методики Шичко, вы выполняли свой первый домашний урок, письменно отвечали на вопросы анкеты.

 Тот, кто добросовестно отнесся к порученному заданию, а я надеюсь, так поступили все, вынужден был затратить на его выполнение не менее двух часов. Ответить на двадцать два далеко не простых, а порой, каверзных вопроса – действительно сложная задача. Она, потребовала от вас значительного напряжения памяти, затраты большого количества душевных сил, стоила потери немалого числа нервных клеточек, и все это вполне объяснимо. Выполняя задание, вы были вынуждены окунуться воспоминаниями в прошлую жизнь, с особым пристрастием проанализировать те её эпизоды, что были связаны с употреблением алкоголя, объективно оценить порожденные этой «связью» результаты.

 Понимаю, задание не из легких, и не трудно представить какие чувства вы испытывали, какие совершали действия, когда мысленно путешествовали по рытвинам и ухабам своей прошлой пьяной жизни. Кто-то, в ходе ответа на вопросник, раз за разом непроизвольно передергивал плечами, кто-то неприятно поеживался, иной, вскочив со стула, начинал мерить шагами вдоль и поперек размеры комнаты. При этом большинство, если не каждый, ужаснулся в душе:

 - Господи, - возможно, мысленно вопрошали вы свою совесть, - как же я раньше жил, сколько из-за пьянства потерпел неприятностей, сколько сотворил глупостей, какую массу страданий принес себе и своей семье? А зачем, спрашивается, все это мне надо было, какими соображениями руководствовался, когда пил, да и вообще, неужели все это происходило со мной?

 Да, уважаемые друзья, все нелицеприятные картинки пьяного прошлого, что в ходе ответов на вопросы, воскресила ваша память, происходило именно с вами. Страшно, необъяснимо, но это так, слов из песни не выкинешь.

 Проведенные вами вчера в мучительных раздумьях над анкетой часы, ни для кого не явились приятным времяпрепровождением. Возможно, кто-то после вчерашних переживаний может усомниться в целесообразности требований методики привлекать слушателя к тягостным мыслям по поводу своих, давно отшумевших пьяных деяний.

 - Надо ли себя терроризировать неприятными воспоминаниями, - спросите вы, - надо ли заниматься самоедством?

 - Надо, - отвечу я, - даже, не просто надо, но и необходимо это делать. Вот только подобную аналитическую самооценку следует называть не самоедством, а объективной работой над ошибками прошлого. Дело в том, уважаемые друзья, что в плане возможности достижения успеха в решении поставленной перед собой цели, вы вчера сделали первый, но уже значительный шаг вперед. Принципиальный анализ своего прошлого, бескомпромиссная оценка всего того, что с вами когда-то происходило, является важной составной частью нашей работы.

Метод требует от слушателей мысленно совершать экскурсию в свою, как далекую, так и в недавнюю биографию, пристрастно анализировать связанные с пьянством события, вовсе не для того, чтобы, вспоминая их, вы начинали в отчаянии рвать на груди рубаху, яростно хлопать шапкой об пол, или посыпать голову пеплом. Нет, сверх эмоциональных проявлений здесь не требуется, прошлое все равно не изменишь, потерь не возвратишь. Перед вами ставится другая задача. Воскрешение в памяти допущенных когда-то по причине пьянства ошибок необходимо для того, чтобы на основании собственного горького опыта исключить их повторение в будущем.

Не спорю, пристрастный анализ собственного прошлого ещё не раз даст вам повод для переживаний, возможно, добавит седых волос в вашу шевелюру, увеличит число морщинок на лице. Это действительно так. Но, несмотря на получаемые от этой «разборки» определенные потери, мы все равно в процессе работы будем мысленно раскладывать свое прошлое по полочкам собственной совести. В нашем случае это делать не только желательно, но и необходимо.

Даже более того, скажу, если иногда я буду замечать на страницах дневников проявление ваших более чувственных переживаний, в частности, замечу следы слез – это хорошо. Подобные проявления чувств, станет для меня добрым предзнаменованием. Значит, мои слова не остаются гласом вопиющего в пустыне, они доходят до адресата, до вашего сознания, значит, вы правильно оцениваете трагическую роль алкоголя в вашей прежней судьбе. В этом случае появится надежда, что наши общие усилия по устранению из жизни подобных трагедий в будущем, не окажутся напрасными. Следы душевных переживаний в форме соленых капелек оброненные из глаз на страницы дневника, это не слезы отчаяния, не слезы боли, это признак начала возрождения души, очищения совести, становления личности. Значит мы на правильном пути.

Уважаемые друзья!

На протяжении более пятнадцати лет Новгородская общественная организация «Клуб «Оптималист», опираясь на методику Геннадия Шичко, проводит работу по оказанию помощи гражданам, изъявившим желание избавиться от алкогольной и курительной зависимости. К нам приходят люди разного возраста, уровня образования, разного типа темперамента и степени наркотического заражения. Люди все разные, но независимо от возрастных различий, уровня образовательного ценза и других разночтений в характеристиках приходящих сюда людей, со всеми мы работаем одним и тем же приемом, используем в своей деятельности только принцип убеждения. Обходимся без применения каких-либо форм насилия, а лишь с помощью слова, через собственное сознание алкоголезависимых людей, через их личную оценку собственных поступков, стараемся привести их к трезвому, здоровому образу жизни.

На первом занятии я поставил вас в известность, что одним из главных условий методики Шичко является обязательность проявления взаимной искренности и правдивости в ходе нашего общения. По существу мы работаем по принципу коллегиальности, внимательно выслушивается мнение, как одной, так и другой стороны. Имеется в виду, что с одной стороны выслушивается мнение руководителя группы, а с другой, и с не меньшим интересом - мнение слушателей. Пожалуй, будет уместным также сказать, что по поводу обсуждаемого на занятиях предмета, а именно, о спиртных напитках, вы знаете не меньше руководителя группы. Даже, возможно, более меня осведомлены в этом вопросе, поскольку обладаете более «богатым» личным опытом в плане потребления этих самых, так называемых «напитков». Я говорю об этом без малейшего сарказма, без попытки вас обидеть, я просто констатирую факт.

И что ещё следует сказать. Да, я являюсь ведущим субъектом в плане организации и проведения учебного процесса, это действительно так. Но если говорить об окончательном решении вопроса по поводу вашего дальнейшего отношения к алкоголю и табаку, то такое решение в окончательном варианте придется принимать вам. От вас зависит конечный результат нашей работы, вам определять, во что он выльется – в успех или неудачу, в победу или поражение. Что ж касается меня, как ведущего курс человека, то я отдам все, чем располагаю. При помощи слова постараюсь направить ваши мысли в правильное русло, сформировать в вашем сознании анти наркотические убеждения и, в конечном счете, помочь вам принять верное решение.

Далее в своей беседе считаю нужным особо подчеркнуть роль слова, как главного рычага, при помощи которого на протяжении оставшихся занятий мы будем воздействовать на наше сознание. Вот и давайте немного поговорим об этом, так называемом «рычаге». Как помните, Евангелие от Иоанна начинается с восславления Слова – «в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Мы в данном случае не будем рассматривать евангелиевское понимание Слова, как всеобщей мировой Сущности, а перейдем к нашему земному пониманию этого феномена. Слово действительно обладает огромной, ещё до конца не осознанной человеком силой. Словом можно обрадовать, можно опечалить, словом можно рассмешить или заставить плакать, словом можно убить, можно возродить к жизни, словом даже можно вызывать у человека определенные физиологические рефлексы.

Согласно учения И.П.Павлова и животные, и человек обладают физиологическими формами высшей нервной деятельности. И тот, и другой субъект способен посредством соответствующих органов воспринимать поступающую к нему из внешнего мира информацию. Вместе с тем, хотя такой способностью обладает и гомо сапиенс, и зверь, однако, к человеку Всевышний оказался более щедр. Кроме возможности познания окружающего мира через органы чувств, он ещё дал ему способность воспринимать внешнюю сущность посредством второй сигнальной системы, при помощи речевого аппарата и мыслительного органа.

Собака органами осязания чувствует запах мяса и естественным образом реагирует на эту информацию, подбегает к источающему запах источнику, облизывается, виляет хвостом. Бык чувствует удар кнута и ускоряет шаг, лошадь слышит вой волка и начинает беспокоиться. В данном случае, животные, получив информацию через сигнальную систему ощущений, проявляют на нее соответствующую реакцию.

Но скажи собаке «мясо», лошади «волк», покажи быку кнут, ни один из них и ухом не поведет, к полученной информации они не проявят ни малейшего интереса. Животные не способны воспринимать вторую сигнальную систему.

Другое дело человек. Для него информация, поступающая извне в форме речи, письма, или другого вида наглядности, мгновенно перерабатывается сознанием, и он определенным образом на нее тут же реагирует. Вторая сигнальная система для человека имеет не меньшее значение, чем получаемые им сведения через систему ощущений. Одной из главных форм второй сигнальной системы является слово.

- Слово, величайший владыка, - сказал один из святых отцов, - видом малое и незаметное, но дела творит чудные, может страх прекратить, печаль отвратить, может вызвать радость, усилить жалость.

Так вот, дорогие друзья, и мы с вами свою довольно скромную в мировом масштабе, зато очень важную для каждого из собравшихся здесь отдельного индивидуума работу, на протяжении десяти дней будем проводить, используя только силу слова. Но для того, чтобы излагаемая мной информация, дошла до вашего сознания и в дальнейшем определяла ваши поступки, необходимо не только обладать органами слуха, но надо ещё и суметь эту информацию переработать собственным сознанием. Не сомневаюсь, что все вы обладаете такой возможностью, надеюсь, сумеете сделать из услышанного правильные выводы, результатом чего явится ваша полная и окончательная победа над алкоголем. Повторяю, возможностью достижения поставленной цели располагает каждый из вас, дело остается за тем, чтобы каждый воспользовался этим предоставленным ему шансом.

Несколько слов об организационных и нравственных аспектах в работе оптималистов.

Клуб «Оптималист» строит свою деятельность, опираясь на три основных принципа, каждый из которых на полном основании можно назвать девизом организации.

- «Кто, если не я?»
 - «Выбрался сам, помоги другому»
 - «Спешите делать добро»

Кратко проанализируем каждый из этих принципов.

Первый принцип указывает на главное действующее лицо намеченного к исполнению мероприятия, определяет объект, который одновременно является и, подлежащим обработке материалом, и силой, призванной обеспечить успешное решение поставленной задачи. Носителем такого, на первый взгляд, несовместимого дуализма является сам субъект, а именно пришедший за помощью человек. В нашем случае особенно актуально и наиболее оправданно звучит выражение – человек сам творец своей судьбы. Да, уважаемые друзья, сейчас вы сами являетесь творцами своей дальнейшей судьбы. Какой сможете её сотворить, такой её в будущем и увидите.

Каждого из обратившихся к нам пациентов, при первой же встрече я сразу ставлю в известность, что решение приведшего его сюда вопроса, прежде всего, находится в его власти. Без наличия личного твердого желания избавиться от алкоголизма, без приложения для достижения этого собственных сил бессмысленно надеяться только на помощь дяди-врача или тети-врачихи. Для обеспечения положительного результата одних врачебных стараний будет недостаточно. Этот факт подтверждается многолетним, если не сказать, многовековым опытом. Без личного старания пациента с проблемой ему будет не справиться. Но, если пациент действительно задался целью проблему решить и готов приложить необходимые усилия для этого, он, несомненно, сможет достичь поставленную перед собой цель. В этом случае, для него не будет существовать принципиально непреодолимых преград. Трудно представить ситуацию, чтобы алкоголь мог попасть в организм какого-либо гражданина, вопреки его желанию. Все мы знаем, что это действие происходит при добровольном согласии на него названного «гражданина», и даже спиртное вливается в полость рта его собственной рукой.

Так что риторическое утверждение «Кто, если не я?», можно выразить ещё в более максимальной форме – «никто, кроме меня».

Пользуясь случаем, хочу ещё раз подчеркнуть, уважаемые друзья, пожалуйста, помните, если после окончания занятий кто-то из вас так и не сможет освободить свое сознание от алкогольной запрограммированности, так и останется пребывать в алкогольном рабстве, винить в этом ему придется только самого себя и никого другого. Значит, он сам не захотел решить задачу, не приложил для этого необходимых усилий, значит он, как бы ни было страшно об этом говорить, но, возможно, является безнадежным, обреченным погибать алкоголиком. И это при том, что он обладает стопроцентной возможностью не погибать. Но, увы…

 В этом заключается смысл первого принципа «Оптималиста» – «Кто, если не я?»

Следующий принцип звучит так: «Выбрался сам, помоги другому».

Не трудно заметить, что смысл этого, как и предыдущего принципа, лежит прямо на поверхности, его не надо долго искать. Этот принцип в первую очередь рекомендует избавившемуся от пут «зеленого змия» человеку, проявить заботу о других несчастных, ещё продолжающихся мучиться от пьянства. Помочь им разобраться в существе проблемы, на примере собственного опыта указать пути её решения. Ваша помощь, в этом случае, может оказаться особенно продуктивной, поскольку пример алкоголика, навсегда «завязавшего» со спиртным, нередко оказывается заразительном, в хорошем понимании этого слова. Одно дело, когда какой-нибудь «культуропитейщик» путем применения медикаментозных или административно-репрессивных мер проводит с алкоголиком «воспитательно-оздоровительную» работу, пытаясь привести его к трезвости. При этом сам воспитатель остается подверженным алкогольной зависимости. Он не отказывается в праздники от рюмки вина, но от своего визави требует, чтобы тот не пил. Дескать, что позволено Юпитеру, то не позволено быку. В поведении такого «воспитателя» явно просматривается фарисейская закваска и его «помощь» вряд ли будет воспринята с пониманием теми, кому она предназначена.

Но совсем другое воздействие может иметь убедительное, правдивое слово о преимуществах трезвой жизни над пьяной, если оно исходит от человека, имеющего моральное право так утверждать.

Это, что касается непосредственно прямого указания своим членам, заключенного во втором принципе клуба «Оптималист».

Но кроме рекомендации, избавившемуся от алкоголизма человеку оказывать помощь продолжающим барахтаться в пьяном омуте братьям по несчастью, выражение «выбрался сам, помоги другому» несет в себе и другие положительные аспекты.

Французский писатель семнадцатого века Франсуа Ларошфуко (отметим в скобках, и не только он один), сказал, - помогая другим, мы помогаем себе. Эти слова, в нашем конкретном случае, приобретают особую ценность. Когда человек, избравший для себя трезвый образ жизни, кроме того, ещё и других убеждает последовать его примеру, тем самим он не только их наставляет на путь истинный, но и себя ещё больше закрепляет на этом пути. Чувство ответственности за сказанные слова, стремление доказать свою состоятельность, не подорвать в чужих глазах авторитет, желание доказать верность выработанным убеждениям явятся для него в этом случае дополнительным стимулом для неукоснительного следования избранной им жизненной установке.

И, наконец, когда благодаря вашим благим усилиям и добрым советам в вашем близком окружении станет больше единомышленников, людей, осознанно отказавшихся от алкоголя, вы уже не будете столь остро чувствовать себя «белой» вороной за любым праздничным столом. У вас отпадет необходимость в часы традиционных застолий тяготиться от необходимости пребывать в пьяной компании, смотреть, как у всех сидящих рядом и употребляющих алкоголь начинают постепенно краснеть носы, разбегаться глаза, выслушивать пьяный бред постепенно обалдевающих от наркотика человекоподобных существ. В случае появления в вашем окружении единомышленников, как и вы, осознанно отказавшихся от употребления спиртного, у вас появится интерес к застольям, в праздничные дни вы сможете, сидеть за богато сервированным столом наслаждаться блюдами, пить безалкогольные напитки, весело и непринужденно общаться с подобными вам нормальными, трезвыми людьми.

Полагаю, суть второго принципа – «Выбрался сам, помоги другому» вам тоже всем ясен.

«Спешите делать добро». Третий принцип трудно, да, пожалуй, и было бы неправильно назвать только принципом «Оптималиста». Это общечеловеческое понятие соответствует евангельской заповеди – возлюби ближнего, как самого себя.

Мне приятно сказать, что наш Учитель, Геннадий Андреевич Шичко посчитал возможным, благословенное Господом выражение, включить в число принципов клуба «Оптималист». От себя мне остается добавить, что ученый, разработавший методику добровольного, осознанного отказа алкоголика от уничижающего его духовую и физическую суть дьявольского напитка, имел право на использование Божьей заповеди в качестве одного из девизов созданной им организации. Оказание помощи человеку словом, приведение его без каких-либо насильственных приемов к осознанной трезвости, а, следовательно, и к счастливой жизни, разве эти деяния не являются добром.

Я уже говорил на прошлом занятии, что шичковский метод предусматривает не только избавление человека от алкогольной зависимости, но и способствует нравственному очищению его души. Это действительно так. Осознав глубину своего падения, признав перед родными и перед обществом, допущенные в прошлом ошибки, освободившийся от алкоголизма человек, образно говоря, начинает отдавать окружающим накопившиеся у него за время пьянства долги. Он старается очистить свою совесть, искупить вину перед родными и близкими ему людьми. Он начинает проявлять к домочадцам любовь, заботу, повышенное уважение и внимание. Он дарит так долго мучившимся от его пьянства родным счастливую жизнь. Почувствовавший внутреннее перерождение человек, стремится лучше работать на производстве, больше заработать денег, стараясь поднять свой трудовой авторитет и, соответственно, повысить благосостояние семьи. Он обходителен с окружающими, он добр с детьми, он неспособен на свершение антиобщественных поступков.

Осознанно отказавшийся от алкоголя и нравственно переродившийся человек воистину спешит делать добро.

Вот те три основных принципа клуба «Оптималист», которым вы, уважаемые товарищи, если станете его членами, а я верю в это, должны будете следовать всю вашу дальнейшую жизнь.

В заключение сегодняшней лекции давайте ещё раз вернемся к её началу, вспомним вашу вчерашнюю работу над анкетой. Как уже было сказано, в ходе анализа собственного прошлого вам пришлось не только мучительно покопаться в глубине своей памяти, вытаскивая оттуда на свет Божий прежние, неблаговидные поступки, но и определить причину их свершения. Чаще всего, если не сказать почти всегда, причиной этих поступков являлось пьянство. В процессе мысленно проведенного вчера анализа своего прошлого бытия, независимо от желания, а лишь под давлением неоспоримых фактов, вам раз за разом приходилось мысленно признавать, что алкоголь, вливаемый собственной рукой в собственный организм, на какое-то время превращал вас из богоподобного создания в глупое, грубое, грязное существо. Понимаю, что говорю неприятные для вас вещи, но я вынужден о них говорить. Совершаемые в этом состоянии поступки, приносили вам материальные потери, подрывали ваше здоровье, заставляли страдать близких вам людей.

А ведь вы, как и все те, что были здесь до вас, по сути своей являетесь хорошими людьми, вы имеете полное право быть счастливыми, вы обладаете возможностью дарить счастье другим. Все в вашей власти. Вот только для того, чтобы добрые намерения претворились в действительность, вам придется много поработать над собой. И, прежде всего, в качестве первого шага на пути перерождения вам необходимо решиться на неординарный поступок – в абсолюте отказаться от употребления спиртного.

Я знаю, что об этом уже говорил, понимаю, что неоднократно повторяюсь, но с целью закрепления в вашем подсознании установки на абсолютную трезвость, я впредь это буду делать ещё не раз. Мое постоянное, на протяжении всех лекций осуждение алкоголя, обосновано, алкоголь заслуживает всех тех нелестных слов, что высказаны в его адрес. ещё в большей степени он заслуживает осуждения с вашей стороны. Ведь это он, алкоголь, безжалостно убивал в вас прекрасные человеческие начала, он толкал вас на свершение бесчестных поступков, он лишал счастья ваших родных. За несколько лет работы с алкоголезависимыми гражданами я сделал для себя печальное открытие: оказывается, довольно часто спиваются положительные люди. Странно, необъяснимо, но это так. Создается впечатление, будто алкоголь работает выборочно, в первую очередь он губит лучшую часть человеческого общества. На основе собственного опыта я бы назвал две категории людей, избираемых алкоголем в жертву.

Во-первых, в алкогольный капкан часто попадают коммуникабельные, общительные люди, обладающие жизнерадостным характером, открытой душой. У таких людей широкий круг общения, много друзей, они любят компании, умеют веселиться. Но какая же, скажите на милость, компания, какое дружеское общение может в наше время состояться без выпивки. Праздники, дни рождения, именины, другие торжественные мероприятия проходят с обязательным присутствием на столе спиртного. Праздников для такого случая хватает – старые, советские не забыли, новые, демократические признаем, религиозные отмечались со дня введения на Руси христианства. С приобретением алкоголя тоже никаких проблем – на любом углу и в любое время суток – покупай и пей. В будни вечерком после работы можно слегка расслабиться, в выходные есть возможность с утра начать: отправиться в гости к друзьям, или их пригласить к себе за рюмкой легонького вина скоротать время. Было бы желание, да деньги, а повод всегда найдется.

По этому поводу кто-то удачно перефразировал слова известной песенки Вини Пуха

Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро.
То здесь сто грамм, то там сто грамм,
Глядишь, и снова утро
.

Короче, не жизнь, а одно наслаждение, сплошные праздники. Утро сменяется следующим утром, праздник – другим праздником, друзей все больше и больше и только алкоголь остается неизменным спутником всех этих веселых мероприятий. А он хорошо знает свое дело, медленно, но верно подчиняет психику и организм человека наркотической зависимости. Не заметно, не сразу, но можно не сомневаться, что обязательно, он обеспечит приход в жизнь «умеренно» пьющего гражданина «безмерных» неприятностей. Веселился, человек, веселился, в любое время суток мог взбодрить себя алкогольным напитком. Сам постоянно ходил по гостям, к себе приглашал друзей на «шашлычок», так все было хорошо, так прекрасно. И вдруг, неведомо почему, но все чаще стал замечать проявление странных симптомов – утреннее недомогание после вчерашнего «праздника», появление желания опохмелиться, потеря в хмельном состоянии контроля за своим поведением.

-Что-то со мной стало твориться непонятное - начинает недоумевать «культуропитейщик», - головные боли, похмельный синдром, с чего бы вдруг это…, не могу понять.

Но мы-то с вами, уважаемые друзья, знаем, что с ним происходит. Это к психологической зависимости от алкоголя у него добавилась зависимость физиологическая, а его утренние неприятности являются предтечей ещё больших, если не сказать катастрофических последствий «культурного» пития. У продолжающего употреблять спиртное человека в скором времени начнут проявляться другие признаки алкогольной зависимости – появятся случаи запоев, провалы памяти, хроническое ухудшение самочувствия. И хотя он все явственнее и острее их ощущает, однако упорно не хочет соглашаться с фактом, что он неумолимо скатывается в пропасть алкоголизма. Продолжает искать удовольствие в вине, пьет его все больше и все чаще, сам не замечая, как все ниже опускается в алкогольное болото. Далее катастрофа нарастает в геометрической прогрессии. По мере духовного и социального падения, от него уходят друзья, отворачиваются родные, у него уже нет здоровья, семьи, работы, он потерял веру в себя, в смысл жизни, у него остается лишь болезненное влечение к алкоголю и единственное желание любой ценой его удовлетворить. Дальнейшее развитие алкоголизма приводит к полному истощению организма, к распаду личности, к моральному и физическому концу.

Возможно, бывшие друзья скажут, - смотрите-ка, Петька-то спился, а ведь хороший был мужик – способный, добрый, работяга, а какой компанейский парень и все-таки спился, это надо же…странно…

Хотя, по существу, ничего странного в этом явлении нет, просто происходит естественный процесс движения рядового потребителя спиртного от «культурного» пития через психологическую и физиологическую зависимость к алкоголизму.

Ещё более грустно говорить о второй категории спивающихся людей, о тех умельцах, которых в народе называют мастерами на все руки. Страшно и жалко видеть, когда эти способные, трудолюбивые люди через несколько лет увлечения спиртным превращаются в беспомощные существа, становятся ненужным балластом для общества, хотя как раз они-то в действительности и представляют его истинную ценность.

А происходит подобное примерно так. Проживает где-нибудь в деревеньке эдакий «левша» местного значения по имени Иван. Он тебе и огород вспашет, и телевизор отремонтирует, дом срубит и печку сложит, короче, на все руки мастер. Земляки им не нахвалятся, нарасхват идет Иван, а оплата за труд, как заведено – бутылкой «жидкой конвертируемой валюты». Работает Иван, как кружева вяжет и, главное, все умеет. Но недолго пришлось односельчанам любоваться своим «левшой». Проходит восемь-десять лет активной деятельности и не менее активного употребления подношений от благодарных граждан, глядишь, мастеровитого «левши» уже нет. Остался от него жалкий опоек с красным носом, опухшей физиономией и постоянно трясущимися руками.

 - Спился, - говорит старушка, вздыхая - а ведь какой хороший был человек, и какой рукодельный…

 Невдомёк сердобольной старушке, что она сама тоже повинна в гибели «хорошего» человека, ведь расплачивалась с ним за выполненную работу всегда «пузырем», так, оказывалось, по дешевле.

В целом же, потери от алкоголя, если считать их относительно отдельно взятого физического лица, и разложить на весь его питейный период, измеряются следующими основными показателями:

 прямые убытки.

Это – пропитые деньги, потерянные вещи, разбитая физиономия, простуженный организм, совершение в пьяном виде омерзительных поступков, за которые приходится потом расплачиваться и стыдом, и деньгами.

Сюда же следует отнести и более существенные факты, такие как: увольнение за прогулы с работы, по пьянке отмороженные и ампутированные конечности, совершение серьезных преступлений с последующим отбыванием тюремного срока.

Это все прямые убытки от пьянства

упущенная выгода.

За те деньги, что человек истратил себе же во вред, он мог бы порадовать ребенка сладостями или новой игрушкой, подарить жене букет цветов, сходить с семьей в театр, мог бы просто отложить эти деньги в копилку для покупки в будущем какой-нибудь дорогой, нужной вещи. Но только об этом говорить бессмысленно, поскольку деньги были истрачены на покупку алкоголя и приобретение в связи с этим указанных в первом пункте прямых убытков.

Время, проведенное человеком в пьянках и «отходняках», в больничных палатах, или за колючей проволокой также следует отнести к упущенной выгоде. Это бесцельно прожитые, а вернее сказать, вычеркнутые из жизни часы, дни, годы.

неиспользованные возможности.

Но самим значительным ущербом от алкоголя являются загубленные таланты, неиспользованные возможности, которые были заложены Создателем в духовную и физическую суть каждого человека, но у алкоголиков из-за их пристрастия к вину, так и оставшиеся не претворенными в жизнь.

Вот и проинтерпретируйте, уважаемые друзья, под углом зрения названных потерь свою собственную биографию, представьте, какой она могла бы быть, каких высот вы могли бы достичь сегодня, если бы в вашей жизни никогда не было алкоголя.

Представить все это сразу, экспромтом, трудно, да и не стоит этого делать второпях. На протяжении последующих занятий вы, каждый вечер, отвечая на вопросы дневника, поимеете возможность задуматься о роли алкоголя в вашей жизни. Особенно больно потревожите свою память, когда будете писать сочинение на тему «Что хорошего дал мне алкоголь». Но все это у нас впереди, а пока продолжим текущую беседу.

В ходе общения со слушателями каждой группы и, особенно, читая, изложенные на страницах дневников ваши искренние исповеди о прошлой жизни, я каждый раз все больше убеждаюсь в правоте своего ранее сделанного вывода – сюда обращаются за помощью прекрасные по своим душевным качествам люди. С другой стороны, осознавая причину, заставившую вас сюда придти, зная, в какое неприятное, порой мерзкое существо превращает человека алкоголь, мне трудно поверить, что, то же самое он когда-то делал с вами. Но не будем скрывать – это так. Вам было присуще пьянство со всеми вытекающими отсюда последствиями. Потери, которых никогда не вернуть, поступки, о которых лучше не вспоминать - все это было в вашей прошлой биографии. Хорошо, что вы откровенно признали за собой наличие порока, не смирились с алкогольным рабством, не захотели и дальше бесцельно губить свою жизнь, лишать права на счастье своих родных и близких. Ваша решительность и стремление к победе укрепляют меня в вере, что все пришедшие сюда люди, сумеют достойно разобраться со своей проблемой и отсюда уйдут только победителями. Во всяком случае, все в наших руках.

Теперь прошу старосту раздать вопросники, на которые вы будете отвечать каждый вечер после прослушанных здесь лекций.

Как я прожил день.

(перечень вопросов для ответа на них слушателем после каждого проведенного занятия)

1.    Фамилия, имя, отчество (псевдоним)
2.    С каким настроением вы встали утром? Ваше состояние: физическое, психологическое, нравственное?
3.    Алкоголь в сновидениях?
4.    Были ли в течение дня у вас мысли о роли алкоголя и табака в вашей жизни, в жизни нашего общества?
5.    Сколько выкурили сигарет за сутки? С каким чувством совершали этот акт?
6.    Были ли у вас в течение дня питейные ситуации, как вы на них отреагировали?
7.    Видели ли вы пьяных, общались ли с ними? Впечатление от общения?
8.    Какими были за прожитый день ваши взаимоотношения с родственниками, знакомыми, товарищами по работе?
9.    Что у вас за день было хорошего, что – плохого?
10.    Удовлетворены ли вы прожитым днем?
11.    Ваша установка на день следующий?

Вот на эти одиннадцать вопросов в течение оставшихся восьми занятий вы будете отвечать каждый вечер. Вопросы простые, ответить на них несложно, главное, что от вас требуется – обязательно на них каждый день отвечать и, отвечать откровенно. Требование ежедневного написания дневника, а дневником, как я уже говорил, мы называем ответы на вышеуказанные вопросы, является одним из основных элементов, составляющих методику Геннадия Шичко. В течение каждого дня занятий вы должны постоянно работать над собой, анализировать свои мысли, поведение, планировать поступки, короче, все делать для того, чтобы добиться коренного изменения личного отношения к алкоголю, осознанно признать для себя необходимость его полного исключения из жизни. О том, как выполняется эта задача, меня постоянно будет информировать ваш дневник. Прошу об этом помнить и выполнять мои требования в части ежедневного ведения дневника, без каких-либо ссылок на занятость, или на отсутствие материала для размышлений.

Теперь более конкретно о самих записях в дневнике.

Каждый прожитый день бывает насыщенным массой разнообразных событий. Изложение хотя бы некоторых из них под углом зрения нашего вопросника ни у кого не должно вызвать затруднений. Надо просто заставить себя это сделать. А если какой-то день вдруг окажется настолько сереньким и пустым, что ни одного его фрагмента не отложится в вашей памяти (чему, откровенно говоря, невозможно поверить), то на этот гипотетический случай к вашим услугам четвертый пункт вопросника. Он предлагает изложить на бумаге ваши мысли по поводу зловещей роли алкоголя и табака в вашей прошлой жизни. Вот в этих кладовых памяти уж точно хранится неисчерпаемый кладезь возможностей для размышлений. По этому поводу некоторые из слушателей шутят, дескать, информации о своих прежних пьяных похождениях накоплено столько, что их хватит на роман и даже не на один.

Так что, уважаемые друзья, дневники пишем каждый день.

Сейчас, в качестве ориентировочного примера, вернее, в форме небольшой подсказки, я кратко расскажу вам, как эту работу проводили слушатели предыдущих групп. Одновременно постараюсь раскрыть чувства и ощущения, которые они испытывали во время работы над своими записями. Но прежде, ещё раз, хочу сказать – отвечать на вопросы необходимо каждый вечер, причем, делать это именно в день занятий, когда вы ещё продолжаете находиться под впечатлением общения с руководителем группы, и в вашей голове остается свежей память от прослушанной лекции.

Итак, возьмем, к примеру, сегодняшний день. После занятий вы приходите домой, поужинаете, пообщаетесь с семьей, возможно, выполните какую-то небольшую ранее намеченную домашнюю работу, а потом, перед сном, уединившись в комнате или на кухне, не торопясь, поразмышляете о прожитом дне, рассматривая полученные от него впечатления под углом зрения предложенного вам вопросника. Оценку, увиденного за день, и возникшие в связи с увиденным собственные мысли, вы изложите на бумаге. Аккуратно, старательно, по возможности, подробно.

Вот и вся ваша работа по написанию дневника. Я не стану требовать от ваших письменных «творений» какого-то особенного литературного изящества, не буду иметь претензий к стилю изложения, даже грамматические ошибки особо расстраивать меня не будут. Для меня важным является одно, чтобы это были искренние, объективные, от души идущие размышления, ну и написанные, разумеется, более-менее разборчивым почерком.

В качестве примера давайте рассмотрим конкретно один из вопросов.

Первый вопрос, касающийся ваших анкетных данных, комментариев с моей стороны не требует. Напомню лишь, что вы имеете право на анонимность, так что можете избрать для себя любой псевдоним.

Переходим ко второму вопросу, с каким настроением вы встали сегодня утром? Ваше состояние: физическое, психологическое, нравственное? Вот на этом вопросе давайте и заострим более пристальное внимание.

Каждый из вас отлично помнит свое сегодняшнее пробуждение, с момента подъема прошло немногим более десяти часов, поэтому ответ на вопрос не должен вызвать у вас затруднений. Другое дело, каким было конкретно ваше настроение в момент пробуждения – веселым или грустным, радостным или подавленным, вот этот фактор для каждого из вас является личной собственностью, вашим, так сказать, индивидуальным достоянием.

Физиологическое, психологическое, нравственное состояние подверженного алкогольной зависимости человека во время его утреннего пробуждения бывает разным, неоднозначным, но, чаще всего, хорошим его трудно назвать. Негативные нюансы утреннего состояния с особенной эмоциональностью излагаются слушателями в дневниках начальной стадии занятий, когда их организм и сознание ещё находятся под прессом остаточного похмельного синдрома или под впечатлением неприятных воспоминаний. В сознании подверженного алкоголизму человека постоянно присутствует чувство психологической подавленности, осознанность вины перед родными, его организм ощущает физическую боль, особенно, если человек недавно вышел из запоя. Все эти неприятные симптомы пьющего человека проявляются именно по утрам.

Рассмотрим несколько ответов на вопросы дневника ваших предшественников, излагаемых под углом зрения их конкретного физического, психологического и нравственного состояния утром.

Иные пишут так: утром проснулся в таком физически разбитом состоянии, что не мог себе однозначно ответить – встану я сегодня с кровати или нет. В теле страшная слабость, конечностями пошевелить больно, голову от подушки не оторвать и это притом, что уже не пью несколько дней. Вот, что значит «отходняк», врагу не пожелаешь…

С трудом перевернешься с одного на другой бок, - Господи, как же мне плохо, - и начинаешь мысленно искать виновников твоих мук.

 - Все виновата водка, - думаешь, - да ещё все те, кто её производит и продает. Понастроили, понимаешь, ларьков на каждом шагу, шашлычных, чебуречных, а ты теперь мучайся из-за них, страдай, как неприкаянный грешник… Впрочем, причем тут водка, причем ларьки, - размышляешь дальше, - ведь пил-то сам, собственной рукой поднимал стакан, сам вливал его содержимое в собственное горло. Так что давай-ка, друг, лучше спросим себя, зачем ты это делал, что пытался найти в бутылке и что нашел?

- А ничего не нашел, - сам же отвечаешь, - ничего, кроме пропитых денег, похмельных для себя мук и страданий для родных. Так неужели же я сам себе враг, - это уже пошло самобичевание, - неужели же я еще, когда-нибудь подниму рюмку, опрокину её в рот, да никогда, ни за что на свете, ни за какие коврижки не сделаю этого…

Полежишь ещё несколько минут, поморщишься своим наивным обещаниям, усмехнешься в душе, ведь не один раз уже говорил себе подобное, клялся и божился, что больше пить не буду, а результат… Тогда на ум приходит другая мысль, прямо скажем, не свойственная для больной психики, можно даже сказать философская мысль. Дескать, почему бы всемогущему Богу не сделать скидку на человеческую слабость, и не поступить, к примеру, так. Захотелось пьянице выпить, пожалуйста, сейчас нальют, выпьешь, но сначала, будь добр, испытай все муки похмельного синдрома, что последуют после выпитой рюмки, ведь она, что не однажды подтверждалось, завершится многодневной пьянкой. Мученически похвастайся рукой за больную голову, за останавливающееся в груди сердце, посиди пару суток в обнимку с унитазом, а потом, так и быть, рюмка будет твоей. В этом случае, наверно, все пьяницы бросили бы пить… Мечты, мечты… Господи, как же мне плохо, и почему я не умер вчера…

Другие авторы размышляют в несколько другом ракурсе. Испытываемое ими в момент утреннего пробуждения физическое состояние, они обходят молчанием, зато с не меньшей эмоциональностью жалуются на психическую надломленность, на душевую боль.

- Проснешься утром, - пишут они, - вспомнишь о своих потерях, понесенных из-за водки, о пьяных, дурацких скандалах, о состоянии домашнего бюджета, кошки на душе скрести начинают. В такой момент, прямо-таки явственно чувствуешь, как волосы на больной голове дыбом поднимаются. И надо признаться – есть от чего. С работы по статье уволен, с родственниками поругался, в кармане ни гроша, дома двое детей-школьников голодные, жена больная… Как тут не взвыть волком.

Несколько раз нервно дернешься в кровати, перебросишь тело с боку на бок, а мысли все те же башку жгут – как смотреть в глаза жене, детям, что сказать родным, где работу искать, как жить дальше и, вообще, стоит ли жить?

Вот и спрашиваешь себя раз за разом, а если бы я не пьянствовал, не прогуливал на работе, не ругался бы по пьяни с женой, с родственниками, разве бы была такой несчастной моя жизнь? Хорошая пища для размышлений, «пользительная», как говорит соседка этажом выше, очень она подвигает к мысли о необходимости бросить пить… Значит, надо решаться…

И, наконец, третий вариант утреннего состояния наших слушателей в момент их подъема, это уже приятный вариант.

- Утром проснулся с хорошим настроением, при удовлетворительном физическом состоянии, - пишет автор, - уже несколько дней не пью, здоровье наладилось, психика восстановилась, стало быть, и для расстройства особых поводов нет. На улице светит солнышко, на работу устроился, семьей все нормально. Деньжат, правда, маловато, так ведь заработаю, руки, слава Богу, выросли из надлежащего места.

А когда вспомнишь, что хожу на курсы по избавлению от алкогольной зависимости и, судя по всему, хожу не безрезультатно, уже сумел зарядить свое сознание идеей абсолютной трезвости, вообще на душе стало легко и радостно.

Лежишь несколько минут без движения, строишь планы на сегодня, на завтра, на последующие дни и думаешь, как все-таки будет хорошо, если я совсем не стану употреблять спиртное, - и тут же сам себя спрашиваешь, - а почему «если»? Разве не в моей власти полностью отказаться от алкоголя, разве кто-нибудь может меня насильно заставить выпить рюмку. Конечно, нет. Тогда в чем же заключается причина моих сомнений, у меня есть полная гарантия избавиться от алкогольной зависимости, и я обязательно это сделаю.

После таких размышлений встаешь с постели уверенным в своих силах, в течение дня с удовольствием занимаешься делами и ждешь вечера, чтобы пойти на очередное занятие.

Я привел вам три варианта наиболее часто встречающихся ответов на вопрос, с каким настроением вы встали сегодня утром? Думаю, логичным будет к сказанному добавить следующее: по мере прохождения программы курса, с каждым новым занятием физическое и психологическое состояние слушателей, в том числе и тех, что сначала отвечали на наш вопрос по первым двум негативным вариантам, постепенно нормализуется. Настроение их улучшается, на смену чувства безысходности приходит уверенность в себе, пессимизм сменяется оптимистическим взглядом на жизнь.

Вот так, уважаемые друзья, вам предстоит поработать сегодня вечером по всем остальным пунктам задания, я не стану каждый из них также подробно объяснять, как первый. Размышляете в соответствии со своим пониманием вопроса, любой ваш ответ будет правильным, главное, чтобы он был искренним. Короче, думайте, пишите, а завтра, свои «письмена» вы сдадите мне, и так будете делать все оставшиеся восемь дней наших встреч.

Теперь слушаю ваши вопросы по теме проведенного занятия.

Вопрос: в целом по теме нам все ясно, спасибо. Своим вопросом я хочу вернуться к выданному нам заданию. Вы хорошо объяснили ответ на его второй вопрос, но мне остается неясным третий пункт – алкоголь в сновидениях. Что я могу об этом сказать, если алкоголь мне никогда не снится. Выдумывать такой сон надо, что ли?

Ответ. Прежде чем приступить к разъяснению третьего вопроса, хочу вас предупредить, уважаемые друзья, вот о чем. В те десять дней, а теперь их осталось восемь, что вы будете ходить на занятия, вам придется работать по двадцать четыре часа в сутки. Да, да, не улыбайтесь, дело обстоит именно так.

Под работой, в данном случае, я подразумеваю не изнуряющий физический труд, а те психологические усилия, которые вам, решая алкогольную проблему, придется прилагать на протяжении каждых суток в течение оставшихся восьми занятий. Так что о такой, казалось бы, невероятной продолжительности вашего рабочего дня, я заявляю вполне серьезно, без какого-либо намека на шутку.

Далее объясняю, как это следует понимать.

Конечно, главная работа будет проводиться в течение наших аудиторных занятий и при выполнении вами домашних заданий. В ходе ежедневного двухчасового общения слушателей с руководителем группы, в процессе проведения дискуссий друг с другом, размышлений по вечерам над дневниками, будет идти основная зарядка вашего сознания на установку осознанной трезвости. Такая методика работы является наиболее продуктивной формой закрепления в голове слушателя новых, полезных для него убеждений. Но это лишь часть работы.

Остальное время бодрствования, независимо от рода занятий, вы также будете иметь возможность мысленно, по совместительству, так сказать, работать ещё и по нашей программе. Представить это можно следующим образом.

Трудитесь ли вы на производстве, идете ли в магазин за покупками, гуляете с детьми по парку, вы постоянно, осознанно или бессознательно наблюдаете жизнь окружающего вас мира. Если в этом случае открыть глаза пошире и быть повнимательней, то можно узреть много интересного и поучительного в смысле нашего вопроса. Современная действительность весьма щедра на разнообразные картинки, в том числе и на картинки с алкогольным сюжетом. Вот и запечатлевайте в своем сознании увиденное, анализируйте его с соответствующими для себя выводами.

Интересно написал в своем дневнике по поводу личных визуальных наблюдений один из наших предыдущих слушателей.

…Вижу, к примеру, пьяного. Он вроде ещё и не слишком пьян, никого не трогает, может благополучно доберется домой и ляжет спать, но я точно знаю что: его сейчас молчаливо осуждают встречные прохожие, ему точно не обрадуется жена, вряд ли обрадуются дети. Если он спокойный человек, то может никого не обидит, но и ничего умного он сегодня уже не сделает… Этот день у него прожит зря…

А если он ещё начнет бузить, скандалить, то когда я представляю этот худший вариант, начинаю понимать, что это Бог показывает бывшего меня со стороны, дает мне ещё один наглядный урок, что же такое алкоголь…

Не буду продолжать дальше чтения, а скажу лишь, что это отрывок из дневника сорокапятилетнего мужчины, сварщика по профессии, отца двоих детей, по полной программе испытавшего в прошлом все «прелести» алкогольной жизни и после прохождения занятий в клубе, избравшего для себя абсолютно трезвый путь.

Я немного отвлекся от темы, а теперь давайте вернемся к конкретно заданному мне вопросу – алкоголь в сновидениях.

Да, действительно, на первых занятиях мне слушатели часто говорят, что алкоголь им не снится

- Приснится, - отвечаю я, - обязательно приснится, может не сразу, может через месяц, может через два, но точно приснится… И все-таки чаще всего он заявляет о себе во снах слушателей ещё во время их занятий. Но, в любом случае, форсировать ситуацию не надо, спите спокойно и ждите. Я ведь не требую от вас выдумывать алкогольные сны, не снятся, так, и, слава Богу. А вот когда однажды питейная ситуация все-таки «осчастливит» вас своим явлением во сне и вы её запомните, обязательно изложите содержание сна на страницах дневника.

Варианты снов на тему алкоголя также бывают разные, я приведу некоторые из них.

Чаще всего снится, будто у спящего стала вырисовываться перспектива возможности выпить. Компания собутыльников подобралась, спиртное приобретено и уже разлито по индивидуальным емкостям, все, казалось, было на «мази», но выпить не успел – проснулся. Сожаления по поводу несвоевременного пробуждения, - пишет автор, - обычно не возникало, как, впрочем, не отмечалось и радости, что избежал участия в пьянке, просто сон воспринимался, как рядовое, нейтральное событие.

Иногда возникшая во сне питейная ситуация доводится до логического завершения – человек выпивал. Первой реакцией после его пробуждения бывает крайне неприятное психологическое состояние и испуганный к себе вопрос - зачем я это сделал? А ещё через минуту душевное облегчение – слава Богу, это был только сон.

Но что особо следует подчеркнуть, человек, принявший участие в выпивке во время сна, после пробуждения нередко испытывает такое же болезненное состояние, как если бы накануне он действительно выпил. Сухость во рту, головная боль, душевное опустошение, короче, у него проявляются симптомы похмельного синдрома. Подобное можно объяснить только одним: участие человека в выпивке во время сна воспринимается его подсознанием, как реальное событие и организм реагирует на это соответствующим образом. В практике были случаи, когда человек не выдерживал похмельного синдрома, вызванного его участием в выпивке во время сновидения. Уже наяву, для облегчения, он принимал «лечебную» дозу, ну, а дальше дело шло по ранее накатанной колее запойного пьянства.

Вы можете спросить меня, а как же нам быть в таком случае. Мы же не можем программировать свои сны, не можем по своему желанию исключать нежелательные для нас сновидения. Значит, у нас остается угроза «срыва» на таком мистическом пустяке, как сон.

Сны мы действительно заказывать не можем, как и не можем во время сна руководить своими поступками. Все верно. Следовательно, нам надо более энергично противостоять алкоголю, пребывая в реальной жизни. Во время бодрствования мы должны настойчиво убеждать себя в том, что нам алкоголь не нужен, что он нам крайне вреден, и что мы его никогда не будем пить.

А вот по этому случаю я припас третий вариант сна, он для вас самый желанный. Это тот вариант, когда человеку во сне предлагают выпить, а он, находясь в нереальном для своего сознания мире, тем не менее, отрицательно отвечает на это предложение.

- Нет, - говорит он, - я не буду пить, я навсегда отказался от алкоголя и прошу его мне больше не наливать.

Такой ответ человека, находящегося на уровне работы только подсознания, говорит о том, что он глубоко задумался о своей проблеме, твердо определил для себя только трезвый путь, значит, он психологически готов к решению своей проблемы и в этом случае есть все основания надеяться, что он добьется победы.

В заключение ответа на вопрос пожелаю вам полезного отдыха, приятных снов, и если сон окажется из разряда алкогольных, то дай Бог, чтобы это будет третий вариант из тех, что были нами рассмотрены.

В заключение занятия, как всегда предлагаю вашему вниманию дневник одного из ваших предшественников.

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ДНЕВНИКА СЛУШАТЕЛЯ

В первый раз я выпил рюмку в восьмом классе, но систематически начал выпивать с семнадцати лет, когда поступил в институт и попал под влияние друзей-однокурсников.

Надо сказать, мои товарищи по институту были старше меня, и их авторитет подминал мое нежелание пить. Сейчас некоторые из них занимают хорошие посты, но при встрече выпить со мной любят, наверно потому, что я общительный и неагрессивный человек даже в пьяном состоянии.

Знаете, сегодня, осознавая свои потери из-за алкоголя, я проклинаю студенческие годы, то время, когда начал приобщаться к вину. Пьяниц я ненавижу, наверно потому, что вижу в их судьбе упрек самому себе, представляю свой собственный трагический конец и потому ещё острее ощущаю бессмысленность их и своего существования…

Пью по-разному, раз в неделю, полную неделю, полный месяц. Дозы выпитого зависят от обстоятельств: в солидном обществе бутылку водки, среди друзей – до двух бутылок, среди «барыг» и такое бывало, без учета выпитого. Когда пью – настроение нормальное, утром здорово мучает совесть и физическая боль похмельного синдрома. Тяжелее переносить первое - совесть, из-за этого, прежде всего и напиваюсь вновь.

Знаете, любой запой страшен. Страшен от того, что, проснувшись утром, ты чувствуешь себя, как раздавленный червяк, как подонок по отношению к себе и к работе. Я спокойный человек и довольно добродушен, как в жизни, так и в вине. Но в последнее время, когда запои участились, а попытки вылечиться срывались раз за разом, ко мне не однажды приходила мысль о самоубийстве. Я понимаю, что мучаю близких мне людей, делаю их больными и агрессивными, но в то же время понимаю, что вот так просто не могу взять и уйти из жизни. Во-первых, я очень люблю жену, люблю детей, да и просто люблю жизнь во всех её проявлениях. Не скрою - есть страх перед Богом. Ведь самоубийство – смертный грех. Значит я, не сумев обеспечить себе достойную земную жизнь, кроме того, ещё и обреку душу на неприкаянность и вечное скитание в загробном мире. И ещё я вспомнил героев Джека Лондона. Они боролись до последнего, а добровольно уйти из жизни, значит струсить, отступить перед врагом, предать любовь близких, разрушить их надежду и веру……

Из всего сказанного выше вы наверно поняли, что я достаточно самокритично отношусь и к своей болезни, и к её последствиям. Я не хочу пить, я хочу бросить употреблять алкоголь и я прошу вас помочь, я просто умоляю вас помочь мне достичь желаемого. Если этого не получится, я потеряю жену, потеряю детей и, в конечном счете, потеряю себя. У меня останется два пути: или продолжать это бессмысленное жалкое существование, или уйти к Богу, если он примет меня. Все это я понимаю, и все равно не могу сказать – сумею ли я выдержать абсолютную трезвость……

Я читал об этом методе, пытался попасть на курсы в Петербург, но не хватило времени и денег. Я верю и не верю в его силу, но я хочу спастись, и буду добросовестно выполнять все условия нашего договора. Я некрещеный, но с недавних пор верю в Бога и буду, как умею, молиться за успех нашего дела.

 Я писал сумбурно, теряя окончания и делая элементарные ошибки в силу своего волнения, желания все сказать, ничего не забыть. Простите меня и помогите мне……..

Да, видел сегодня много пьяных и курящих. Кто им объяснит всю пагубность их страсти? Десятки, сотни пьяных на улицах города. А по области, республике? Кошмар. Что их ждет завтра? Похмелье, безденежность, ненужность. Случись завтра социальный взрыв, вызванный голодом, обнищанием, несправедливостью и эти первыми пойдут громить администрацию, кооперативы, магазины, базары. Они обездолены, озлоблены, несчастны, но они не смогут принести счастья ни себе, ни другим. Люмпены и мораль та же, хотя слово «мораль» к ним неприменима.

Впрочем, не все они такие. Смотрю на пьяных и думаю – а может среди них ходит, пропивая свой талант, русский самоучка Кулибин, певец – Высоцкий, поэт – Рубцов… и топит в водке русский человек свои природные таланты, душевные качества, бессмысленно сжигает свою жизнь в алкоголе и табаке.

Бедная страна, до чего мы сами перестали себя уважать. И все-то нам стало «до фени», «до лампочки», как перед смертью живем. Прости нас, Господи, прости и спаси.

Вот на такой ноте мы заканчиваем наше второе занятие. До свиданья, до завтра.

Продолжение следует…


Поиск по сайту