Слово о Кологоде

Просмотров: 6282

03.04.2007 18:28

| Печать |

Здравы будьте сородичи. В этой рубрике я буду знакомить Вас со славянскими Святоднями (праздниками). Рассказывать о их значении, о том как они проводились раньше и как они проводятся сейчас. В далекие времена, еще задолго до появления христианства, Святодни отмечали по движению Солнца и происходящими вследствие этого изменениями в Природе: летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, встреча и проводы времен года, сев, сбор урожая, и т. п.
КОЛО СВАРОЖЬЕ СВЯТО ВСЕБОЖЬЕ
КРУТИСЯ-ВЕРТИСЯ ДА КОЛОВЕРТИСЯ
КАК РОДОМ ПОРОЖДЕНО ДА ВО ВСЕМИРЬЕ УТВЕРЖДЕНО
КАК СВАРОГОМ СОКОВАНО ДА ВСЕ-СВЕТУ ДАРОВАНО
КАК МАКОШЬЮ ПОВЯЗАНО ДА ПО ПРАВИ УКАЗАНО
КАК ВЕЛЕСОМ ИЗВЕДАНО ДА ПРЕДКАМИ ЗАПОВЕДАНО!
ГОЙ! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

Здравы будьте сородичи. В этой рубрике я буду знакомить Вас со славянскими Святоднями (праздниками). Рассказывать о их значении, о том как они проводились раньше и как они проводятся сейчас. В далекие времена, еще задолго до появления христианства, Святодни отмечали по движению Солнца и происходящими вследствие этого изменениями в Природе: летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, встреча и проводы времен года, сев, сбор урожая, и т. п. Лишь позже, с приходом христианства, церковь использовала уже давно полюбившиеся и привычные людям языческие праздники, вкладывая в них новое содержание. В своих статьях я постараюсь вернуть Вам настоящее понимание этих праздников. То понимание, которое закладывали в них изначально наши с Вами Предки. Возможно, кому-то будет достаточно написанного, а кто-то заинтересуется и пойдёт искать дальше — ведь ни что не сокрыто, информация лежит на поверхности, достаточно только проявить желание и волю.

О времени, когда должно Святодни отмечать, сказать особо нужно, ибо есть Святодни недвижимые, и есть Святодни «плавающие» — подвижные. Недвижимые Святодни суть оба Солнцеворота (Зимний да Летний) и оба Равноденствия (Вешнее да Осеннее). Их отмечают строго по Солнцу, не взирая на иные явления. «Плавающие» Святодни суть те, кои отмечаются по явлениям Природы да по растущей либо убывающей Луне. Ещё есть памятные даты — дни битв великих, в коих отстояли Предки Землю Родную; дни основания градов и весей Славянских; дни рождения людей славных делами, какие-либо сугубые местные и сословные праздники; даты основания Родноверческих Общин и прочее.

Первейшие Родноверческие Святодни

1. КОЛЯДА — 25 стуженя/декабря

Один из величайших Святодней Кологода, приуроченный к Зимнему Солнцевороту, день Рождения нового Солнца и нового года. О сию пору творят обряд Обновления — Возрождения Огня и всю ночь жгут на вершинах холмов священные Костры, «помогая» новому Солнцу.

Примечали: «Коли в этот день снега глубоки — травы и хлеб будут высоки», «Если в этот день тепло — весна будет холодная», «Если метельная ночь — пчёлы хорошо роиться будут», «В ночь звёзд густо — густо и ягод будет».


2. ВЕЛЕСОВЫ СВЯТКИ

Двенадцать Святодней, начиная с кануна Коляды и до Туриц Зимних, посвящены Памяти Предков. Чародейное время, когда Свет нового Солнца ещё слишком слаб, чтобы разогнать Тьму (как это было во Времена, когда Сварог ещё только ковал Земную Твердь), а Врата, соединяющие Явь и Навь, широко распахнуты. Это пора поминовения Предков, колядования, обрядовых бесчинств, разнообразных гаданий, молодёжных посиделок и прочего.


3. ТУРИЦИ ЗИМНИЕ — 6 сеченя/января

Праздник юного Тура-Хорса-Ярилы, в этот день проводятся юношеские инициации-испытания в честь этого Бога, чествуют юность, удаль и храбрость нового поколения, и чествуют Велеса, наставника юных охотников и пастухов, и приносят жертвы ему и зверью лесному, чтобы цела и здорова была домашняя скотина, чтобы сила дикого Тура проявилась в ней (перед началом отела). В этот же день впервые сажают ребят-трехлеток на коня. Это так же последний день Святочных бесчинств, когда закрываются Врата Нави, а Мир приобретает обычную упорядоченность. О сию пору Искра Небесного Огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. Ещё верят, будто в это время Велес (Вещий Бог) посылает людям здраву — благословляет все земные воды, дабы всякий, омывшийся в них в этот день, исцелился от всевозможных недугов.


4. ГРОМНИЦА — 2 лютеня/февраля

Встреча Зимы с Весной на Мироколице Яви, когда силы Юной Весны дают первый бой силам Морены-Зимы, и единственный раз в зимнее время гремит Перунов Гром. В народе говорят: «На Громницу зима с летом (весной) встретились», «На Громницу Солнце на лето, зима на мороз». О сию пору Лесной Хозяин, любимец Велеса, переворачивается в своей берлоге на другой бок, а люди творят различные очистительные и обережные обряды и просят Зимнюю Мать Мару-Морену быть милостивой к ним.


5. ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ — ВЕЛЕС СИВЫЙ (ЗИМНИЙ) — 11 лютеня/февраля

Велес «сшибает рог Зиме», в деревнях празднуют Коровий праздник (ибо Велес не только Бог Мудрости, но ещё и «Скотий Бог»), творят обереги на скот и двор, просят у Велеса покровительства да защиты, а скоту да добру всякому — приплоду. Вещие волхвы, вдохновенные сказители, буйные скоморохи чтут Велеса — Премудрого Бога особо: волхованиями да воспеваниями, радениями да славлениями.


6. ВЕСНОВЕЙ (СТРИБОГ ЗИМНИЙ) — 21 лютеня/февраля

Зимние ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущем весеннем тепле. В народе говорили: «Весновей теплом привечает», «Тимофей Весновей — уж тепло у дверей», «Дожить до Весновея, а там и зима не страшна».


7. КОЩЕЕВ ДЕНЬ — 29 лютеня/февраля

Отмечается один раз в четыре года (в високосный год). В этот день Кощный Бог «возвращает» людям в виде всевозможных бедствий сотворённую ими неправду. Но Мудрые учат не бояться этого, а обращаться в Сердце к Родным Богам за вразумлением и силой, дабы возмочь отринуть Кривду и жить по Правде.


8. СОРОКИ — 9 березозола/марта

Заклички Весны, творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе Ярилиными Плешами. Согласно Славянским верованиям, в этот день из Светлого Ирия прилетают сорок птиц, знаменующих собой приближение Девы-Весны. На чьё поле птицы опустятся первыми, тому Боги пошлют в этот год особую удачу и добрый урожай. В этот день хозяйки пекли из пресного теста «жаворонков», с которыми и совершались Заклички. При этом считалось, что в полную силу весеннее тепло проявится лишь через сорок дней. В некоторых домах пекли сорок «орехов» из ржаной и овсяной муки, а потом в течение сорока дней бросали их по одному на улицу, «откупаясь» так от Мороза.


9. МАСЛЕНИЦА (КОМОЕДИЦА) — 25 березозола/марта

Один из четырёх важнейших праздников Кологода, приуроченный к Весеннему Равноденствию. Согласно Славянским верованиям, о сию пору «отверзается» Сварга, и Светлые Боги «возвращаются» в Явь — входят в Силу после зимы, а души Предков «прилетают на птичьих крылах» из Ирия Небесного навестить нас — своих потомков. Время возрождения — Весеннего «воскрешения» (от «Крес» — «Огонь») Земли-Матушки и всей Природы. Наши предки в дни масленичной недели возжигали живой огонь трением и катали огненное колесо с горки. В противоборстве стенка на стенку, во взятии снежной крепости и кулачных масленичных боях, в лазании на столб и катаниях с гор парни делятся силой с юношей Ярилой, чтобы он окончательно растопил снега и скорее вступил в полную силу. Сразу за Масленичной Неделей следует Комоедица — Медвежий праздник. По поверьям, о сию пору Медведь (Лесной Хозяин, воплощение Самого Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки. Родноверы-мужчины чествуют его особым Медвежьим плясом и Велесовой боротьбой. Комы, которые пекутся старшими в семье женщинами на Комоедицу, суть обрядовые хлебцы, сделанные из нескольких мучных замесов: овса, гороха и ячменя. Часть комов выносят в лес и кладут на пень-колоду, призывая на трапезу самого Лесного Хозяина, которого просят не драть скот и не озорничать на пасеках в течение всего года.


10. ИМЕНИНЫ ДОМОВОГО — 30 березозола/марта

Чествование Домового Хозяина и принесение ему особливых треб.


11. ВОДОПОЛ (ДЕНЬ ВОДЯНОГО) — 3 цветеня/апреля

Пробуждение Водяных и Русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек. В этот день рыбаки приносили требу Водяному, примечали: «Если лёд в этот день не пройдёт, то рыбный лов будет худой». По поверьям в сей день Русалки выходят на берег, просят у людей холстины — наготу прикрыть. Потому-то в этот день, ещё на заре, приносили бабы на берега рек и озёр чистые льняные рубашки или просто куски холста, веря, что за это Русалки оберегут от глубокой воды их самих и всё их семейство.


12. СТРИБОГОВ ДЕНЬ (СТРИБОГ ВЕШНИЙ) — 5 цветеня/апреля

Тёплые ветры, Стрибожьи внуки, приносят весеннее тепло, перемежающееся с ненастьем.


13. ВОРОНЕЦ (ВОРОНИЙ ПРАЗДНИК) — 14 цветеня/апреля

Святодень, посвящённый Вещему Ворону. Каркая над домом, где живут не по Прави, Ворон, как вестник Кощного Бога, призывает на нечестивцев Навию кару. Мудрым же — Ворон, как потворник Велесов, приносит в клюве своём Живую и Мёртвую Воду и открывает тайны Жизни и Смерти. По приметам охотников, в этот день лисицы переселяются из старых нор в новые и в первые три дня и три ночи после своего переселения бывают «слепы и глухи». Тако же в этот день замечают, что вороны купают своих детей и отпускают в отдел — на отдельное семейное житьё. В деревнях о сию пору хозяйки варили кашу, клали её на сковородку и выносили во двор. Там переворачивали сковородку вверх дном, предварительно начищенное до блеска дно которой привлекало сих любопытных птиц. После сковородка убиралась, и вороны слетались на трапезу.


14. ПЕРВЫЕ РУСАЛИИ

Череда Святодней, предшествующих Яриле Вешнему, чародейная неделя, посвящённая чествованию Девы-Лели — Юной Богини Весны и Девственной Природы, бурлящих вешних вод и «пробудившихся» женских водяных духов — Русалок-Берегинь. О сию пору девы в длиннорукавках без оберегов, уподобляясь Русалкам, творят «вертимое плясание» на полях, не допуская в свой круг парней. Примечали: «Если овражки заиграют и опять замёрзнут — жди помехи на урожай».


15. ЛЕЛЬНИК — 22 цветеня/апреля

Девичий праздник, завершающий Русалью (Русальскую) Неделю — Первые Русалии, отмечаемый накануне Ярилы Вешнего. О сию пору расцветает яблоня. По народным поверьям, утром этого дня прилетает в яблоневый сад Птица Сирин — Птица Печали, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад Птица Алконост, которая радуется и смеётся. Слёзы Птицы Сирин — Мёртвая Вода, роса с крыльев Птицы Алконост — Вода Живая. Если умыть болящего в этот день сначала Мёртвой, а потом Живой Водой, он непременно исцелится. В этот день девушки приносят на берега водоёмов дары Русалкам, а в ночи, непременно в тайне от парней, творят свою девичью ворожбу.


16. ЯРИЛА ВЕШНИЙ — 23 цветеня/апреля

Ярила «отмыкает» (оплодотворяет) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, отчего начинается бурный рост трав. Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище — на Ярилину росу. По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривали: «Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти!» Купались в росе, приговаривали: «Будь здоров, как Ярилина роса!», «Ярилина роса от семи недугов». Просили Ярилу — Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря — оберечь скот от всякого хищного зверя. На Ярилу запахивали пашню. По сему дню определяли урожай яровых хлебов.


17. ВЕЛЕСОВА (ЖИВИНА) НОЩЬ

Чародейная ночь с 30 цветеня/апреля на 1 травеня/мая, когда Чернобог окончательно передаёт Коло года Белобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь.


18. ВЕШНИЕ ДЕДЫ (НАВЬЯ НЕДЕЛЯ) череда Святодней, предшествующих Дню Земли, неделя поминовения Предков, когда навии (души умерших) посещают живых. Основным днём Навьей Недели почитался вторник, именуемый в народе РОДОНИЦЕЙ (РАДУНИЦЕЙ), когда родственники умерших отправлялись на кладбище, где на могиле устраивалось угощение, во время которого усопших окликали по именам и вежливо приглашали разделить трапезу с живыми. Самым опасным днём Навьей Недели считался четверг, именуемый в народе НАВЬИМ ДНЁМ, ибо считалось, что в этот день души умерших приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение, открывали окна и не входили в неё до рассвета. Самым радостным днём Недели считалось воскресенье, именуемое в народе КРАСНОЙ ГОРКОЙ, когда на возвышенных местах устраивали народные гуляния, водили хороводы и играли в разные весёлые игры. Тако же в этот день по обычаю происходили смотрины будущих невест.


19. ВЕШНЕЕ МАКОШЬЕ (ДЕНЬ ЗЕМЛИ) — 9 травеня/мая

Святодень, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра-Земля чествуется как «именинница». Считается, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому её нельзя пахать, копать, боронить, в неё нельзя втыкать колья и метать ножи. Особливо чтутся во день сей Велес и Макошь — Земные Заступники. Волхвы выходят в поле, ложатся на траву — слушают Землю.


20. ЖИВИН ДЕНЬ — 13 травеня/мая

Святодень, посвящённый Великой Богине Жизни и торжеству весны. По приметам, с этого дня вместе с тёплым ветром появляются комары. В народе примечали: «Много комаров — быть хорошему овсу, комара нет — овса и трав не будет». Согласно народным верованиям, комары перед осенью уносятся ветрами «на тёплые моря», а весною опять приносятся на Русь.


21. ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ (ВТОРЫЕ РУСАЛИИ)

Череда Святодней, предшествующих Яриле Мокрому, чародейная неделя, посвящённая проводам весны и сопутствующих ей женских духов — Русалок-Берегинь. Время, когда на смену Леле-Деве приходит Жена Лада. В народе говорили: «На Русальной Неделе купаться опасно — Русалки защекочут». Девушки ходили в лес — «кумиться», при этом завивали венки на берёзках, через которые затем целовались, сопровождая всё действо соответствующими обрядными песнями. Суббота называлась Кличальным Днём, когда совершались особливые обряды проводов Русалок и «усмирения» Водяного. О сию пору девы сплетали из трав чучелко Костромы, а затем, кружась в неистовом танце, разрывали и размётывали его по полю.


22. ЗМЕЙНИК ВЕШНИЙ — 30 травеня/мая

Змеиный праздник, отмечаемый во время Зелёных Святок; один из Святодней Кологода, посвящённый Велесу. Свадьба Велеса и Живы. По поверьям, о сию пору змеи, потворницы Велесовы, выходят на Белый Свет, принося Земле плодородие. По поверьям, в этот день змеи «имеют власть» безнаказанно кусать неосторожных людей, каким-либо образом потревоживших их. Считалось, что змеиный укус в этот день «ни поп не отчитает, ни бабка (знахарка) не зашепчет».


23. ЯРИЛА МОКРЫЙ И ТРОЯН (ТРИБОГОВ ДЕНЬ)

Праздник конца весны и начала лета, отмечаемый не позднее 3 кресеня/июня, когда на смену Младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. О сию пору Родноверы прославляют Сварожий Триглав — Сварога-Перуна-Велеса, Сильных во Прави, Яви и Нави. По поверьям, Троян явился воплощением Сил Сварога, Перуна и Велеса, соединивших свои Силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить всё Тремирье. О сию пору издревле поминали Предков и творили обереги от бесчинств, творимых Русалками и неприкаянными душами «заложных» покойников (умерших «не своей» — то есть неестественной смертью). В ночь на Троицу девицы и женщины «опахивали» деревню, дабы оберечься от злых сил. В народе говорили: «С Духова Дня не с одного Неба — из-под Земли тепло идёт». Согласно народным поверьям, сего дня как Огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной.


24. КУПАЛА — 24 кресеня/июня

Один из величайших Святодней Кологода, приуроченный к Летнему Солцевороту. Праздник Солнца и Воды, дающих начало всему живому, пора расцвета сил Матушки-Природы. Издревле в ночь на Купалу (с 23 на 24 кресеня) на берегах водоёмов разжигали священные обрядные Костры, через которые прыгали парами, взявшись за руки, парни и девушки. Пускали венки по воде, собирали волшебные травы и коренья, искали чудодейный Жар-Цвет, а поутру купались в целебной росе.


25. СВАРОГОВ ДЕНЬ (ЛЕТНЕЕ СВАРОЖЬЕ) — 29 кресеня/июня

Чествование Небесного (Сварожьего) Огня и Солнца, как правило, приходящееся на самый разгар летней жары. Летнее Сварожье почитается тако же Днём Лады.


26. ПЕРУНОВ ДЕНЬ — 20 липеня/июля

Великий Святодень всех воинов-защитников Земли Родной, а тако же всех честных радарей-пахарей. По поверьям, у мчащегося по Поднебесью Перунова Коня в этот день слетела подкова и упала в воду, отчего вода холодеет. Перунов день называли в народе «сердитым днём». Работать в этот день, по обычаю, было нельзя. В этот день не выгоняли скот за околицу, так как считалось, что в это время в лесу свободно разгуливают дикие звери (особенно волки) и ядовитые змеи. По поверьям, дождём в этот день смываются злые чары и многие болезни. Готовились к Перунову Дню в течение целой недели. Пекли огромный пирог на всю деревню, приготовляли большой кусок творога, варили обрядное пиво. В самом начале празднества добывали трением Живой Огонь, и уже от него запаливали краду из чистых дубовых поленьев. Само празднество включало в себя две составляющие: воинскую и земледельческую.


27. ВЕТРОГОН (СТРИБОГ ЛЕТНИЙ) — 8 серпеня/августа

Буйные ветры, Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущей осени. В народе о сём говорили: «Ветры-ветрогоны пыль погнали по Белу Свету, зарыдали по красну лету».


28. СПОЖИНКИ — 15 серпеня/августа

Праздник окончания жатвы. В этот день благодарят Даждьбога Трисветлого и Мать Сыру-Землю за урожай, приносят требы Макоши (Матери Урожая) и заплетают на поле из последних колосьев «бороду» Велесу. Женщины, окончив жатву, катались по стерне и приговаривали: «Жнивка-жнивка, отдай мою силку — на пест, на колотило, на кривое веретено!» — возвращая себе при помощи этого заклинания отданную ими Земле (ниве, жниве) силу.


29. ИМЕНИНЫ ЛЕШЕГО — 22 серпеня/августа

Чествование Лесного Хозяина и принесение ему особливых треб. По поверьям, в ночь Леший (если его предварительно не задобрить) раскидывает снопы по гумнам и вообще творит всякие бесчинства, празднуя свои именины. В некоторых губерниях для предупреждения потехи Лешего крестьяне всю ночь сторожили гумна с кочергою в руках и в тулупах, вывороченных наизнанку, дабы оберечься от творимого Лешим озорства.


30. ДЕНЬ РОДА И РОЖАНИЦ (ОСЕНИНЫ) — 8 вересеня/сентября

Праздник Рода (сородичей) и семьи, убранного урожая и домашнего благополучия. Время подведения итогов. Встреча осени — чествование Макоши как Матушки Осенины. В этот день приносят требы Роду Все-Держителю (Все-Богу) и Роду Небесному (Предкам), а тако же прославляют Род Земной (всех сородичей, по Прави живущих): «Богу (Роду) вовек слава, а нам хвала по делам». Осенины праздновались, как правило, у воды и непременно с овсяным хлебом.


31. ЗМЕЙНИК ОСЕННИЙ — 14 вересеня/сентября

Осенний Змеиный праздник; один из Святодней Кологода, посвящённый Велесу. Свадьба Велеса и Мары. По поверьям, о сию пору змеи празднуют свадьбу своего Покровителя — «Змеиного Царя», поэтому в этот день запрещается ходить в лес. Тако же в народе верили, что в этот день Лешие бегают по лесам, а потом «проваливаются» сквозь Землю, где спят до будущей весны. О сию пору в деревнях совершался обережный обряд «похорон мух, блох и тараканов», дошедший до наших дней в форме весёлой скоморошины. Из репы или брюквы вырезали маленькие «гробики», в них помещали пойманных насекомых и «хоронили» в огороде. Обряд совершали только девушки. Они притворно причитали, изображая горе: «Ой, таракан наш помер! Ой-ой-ой, наш таракашенька!..» Во многих местностях тараканов и мух подвешивали в «гробиках» к ветке дерева, имитируя таким образом один из древнейших способов захоронения покойников.


32. ЛИСТОБОЙ (СТРИБОГ ОСЕННИЙ) — 20 вересеня/сентября

Холодные ветры, Стрибожьи внуки, приносят осенние холода, перемежающиеся с последними тёплыми днями. В народе говорили: На Листобой примечай ветры: северный — к стуже, южный — к теплу, западный — к мокроте, восточный — к вёдру. Коли на Листобой туман и тепло, по проулкам летит белая длинная паутина, то осень благоприятная и снег не скоро выпадет.


33. ТАУСЕНЬ (РАДОГОЩ) — 24 вересеня/сентября

Один из четырёх важнейших Святодней Кологода, приуроченный к Осеннему Равноденствию. Самый крупный осенний праздник Урожая, во время коего жрец или старейшина «прячется» за яствами, сложенными горкою на общем столе, и спрашивает всех собравшихся: «Зрите ли мя, детушки?» Если ответ будет: «Не зрим, батюшка!», то это означает богатый урожай, а если: «Зрим!», то худой, после чего жрец благословляет народ словами: «Так дай же вам Боги, чтобы на будущий год не зрели!», и подаёт знак к началу праздничного «пира горой». Согласно Славянским верованиям, о сию пору начинает «закрываться» Сварга, куда «уходят» из Яви Светлые Боги до будущей весны, оставаясь, тем не менее, в Сердцах всех, живущих по Прави. С этого дня крестьяне начинали по утрам молотить хлеб (замолотки), зажигали Огонь в овинах (так называемые «Именины Овина»). Примечали: «С Заревницы — зори становятся багряными», а день быстро идёт на убыль — «убегает лошадиным скоком».


34. ПОКРОВ (ОСЕННЕЕ СВАРОЖЬЕ) — 1 листопада/октября

Сварог кроет Землю павшим листом да кличет Светлых Богов на Небо (в Сваргу). На Земле — конец осенних хороводов, начало зимних посиделок. Пора, когда осень «переламывается» на зиму. В народе говорили: «На Покров до обеда осень, а после обеда — зима», «Покров кроет Землю где листком, а где и снежком», «Не удивляйся снегу на Покров». Примечали: «Какова погода на Покров, такова будет и зима», «Если на Покров ветер дует с севера или востока, то зима будет холодная и многоснежная; если с юга — зима тёплая; если с запада — снежная». С Покрова начиналась пора свадеб. О сём в народе рекли: «Придёт Покров, девке голову покроет», «Если снег Землю покрывает на Покров — счастливое предзнаменование для обручённых». С Покрова крестьяне переходили на зимнее житьё в избах, начинали держать скотину дома — на зимнем корме. Тако же Покров — начало женских работ в избе. Вскоре после Покрова перестают бродить по лесам последние Лешие (те, что не ушли под Землю на Змейник Осенний). Чуя, что выходит их срок, Лешие, порой, ломают в лесу деревья, на полянах вырывают землю на семь пядей, загоняют всех зверей по норам. Весь этот день по лесам воют ветры и слышатся стоны Леших. С первыми петухами Лешие проваливаются сквозь Землю, чтобы вновь вернуться лишь будущей весной.


35. ОСЕННИЕ ДЕДЫ (НАВЬЯ НЕДЕЛЯ) череда Святодней, предшествующих Осеннему Макошью, неделя поминовения Предков, проведения тризн и иных поминальных обрядов. Проводы душ Предков в Ирий — до будущей весны. Согласно легендам, о сию пору Дмитрий Донской положил справлять тризны по воинам, павшим на Куликовом поле.


36. ОСЕННЕЕ МАКОШЬЕ — 28 листопада/октября

Святодень, когда Мать Сыра-Земля и Государыня Вода «засыпают» до будущей весны. О сию пору им приносят требы и просят у Них прощения за «всё, чем досадили» им в завершающемся году. Тако же Святодень сей посвящён Матери Макоши — Пряхе Небесной, Владычице Судеб, Держательнице Покутных Нитей всего сущего. В этот день жрицы Макоши расчёсывают Кудели Судеб — распрямляют спутавшиеся нити, а тако же предрекают будущее. Для этого в чару с заговорённой водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами и смотрят: как легли чиры? По ним и прорекают Судьбу. В деревнях о сию пору начинали мять и трепать лён, готовя его для пряжи. Девки и бабы выносили вытрепанный лён на показ, устраивая «Льняные смотрины».


37. ВЕЛЕСОВА (МАРИНА) НОЩЬ

Чародейная ночь с 31 листопада/октября на 1 груденя/ноября, когда Белобог окончательно передаёт Коло года Чернобогу, а Врата Нави до первых петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь.


38. СВАРОЖКИ — 1 груденя/ноября

Череда Святодней, посвящённых Сварогу, Ковалю Небесному и Отцу Светлых Богов-Сварожичей. Пора окончательного «закрытия» Сварги, а тако же время, когда Земля начинает сковываться на зиму льдом. О сию пору обычно устанавливается первый (непрочный) зимний путь.


39. МАРИН ДЕНЬ — 21 груденя/ноября

Приход Морены-Зимы покрывающей землю снежным настом. Чествуют Марену, чтобы надежно укрыла снежным покровом Землю-Мать, чтобы не вымерзла она от Мороза. А там, где реки уже скованы льдом, кормят щуку, сделав первую прорубь.


40. КОРОЧУН — 24 стуженя/декабря

Самый короткий день в году, когда Кощный Бог «окорачивает» уходящий год. По поверьям, ночь перед Колядой благоприятна для разнообразных гаданий, волшбы, путешествий души в Навь и т. п.


ДВАДЦАТЬ ВАЖНЕЙШИХ СВЯТОДНЕЙ КОЛОГОДА

  1. КОЛЯДА (25 стуженя/декабря);
  2. Велесовы Святки (25 стуженя/декабря — 6 сеченя/января);
  3. Громница (2 лютеня/февраля);
  4. Велесов день (11 лютеня/февраля);
  5. Сороки — Заклички Весны (9 березозола/марта).
  6. МАСЛЕНИЦА-КОМОЕДИЦА (25 березозола/марта);
  7. Ярила Вешний (23 цветеня/апреля);
  8. Вешние Деды (Навья неделя перед Вешним Макошьем);
  9. Вешнее Макошье (9 травеня/мая);
  10. Ярила Мокрый (3 кресеня/июня).
  11. КУПАЛА (24 кресеня/июня);
  12. Летнее Сварожье (29 кресеня/июня);
  13. Перунов день (20 липеня/июля);
  14. Спожинки (15 серпеня/августа);
  15. День Рода и Рожаниц (8 вересеня/сентября).
  16. ТАУСЕНЬ-РАДОГОЩ (24 вересеня/сентября);
  17. Осенние Деды (Навья неделя перед Осенним Макошьем);
  18. Осеннее Макошье (28 листопада/октября);
  19. Сварожки (1 — 8 груденя/ноября);
  20. Марин день (21 груденя/ноября).

ДВЕНАДЦАТЬ УДЕЛОВ БОЖСКИХ КОЛОГОДНЫХ, из коих состоит Малое Коло Сварожье:

  1. Удел Коляды Сварожича — месяц сечень/январь.
  2. Удел Велеса — месяц лютень/февраль.
  3. Удел Лели (Весны-Девы) — месяц березозол/март.
  4. Удел Макоши Вешней (Матери Сырой Земли) — месяц цветень/апрель.
  5. Удел Живы — месяц травень/май.
  6. Удел Ярилы — месяц кресень/июнь.
  7. Удел Купалы Сварожича — месяц липень/июль.
  8. Удел Даждьбога — месяц серпень/август.
  9. Удел Рода и Рожаниц — месяц вересень/сентябрь.
  10. Удел Макоши-Осенины (Владычицы Судеб) — месяц листопад/октябрь.
  11. Удел Мары — месяц грудень/ноябрь.
  12. Удел Корочуна (Кощного Бога) — месяц стужень/декабрь.

Удел Самого Рода — поистине весь Кологод, ибо Все-Сущий Все-Бог Род Есть Недвижимый Центр Кологодного Коловрата, Исток всякого Коло-Вращения во Всемирьи.


ЧЕТЫРЕ УДЕЛА БОЖСКИХ КОЛОГОДНЫХ, в соответствии с 4 временами суток, 4 Сторонами Света и 4 Стихиями:

  1. Удел Кощного Бога и Мары-Морены: Зима — Ночь — Север — Земля.
  2. Удел Ярилы-Весеня и Девы-Лели: Весна — Утро — Восток — Вода.
  3. Удел Даждьбога Сварожича и Лады-Матушки: Лето — День — Юг — Огонь.
  4. Удел Велеса и Макоши: Осень — Вечер — Запад — Воздух.

ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ПРОТИВОСТОЯНИЯ КОЛОГОДНЫХ:

  1. Купала (лето): 24 кресеня/июня — Коляда (зима): 25 стуженя/декабря.
  2. Перун: 20 липеня/июля — Велес: 11 лютеня/февраля.
  3. Масленица-Комоедица (весна): 25 березозола/марта — Таусень-Радогощ (осень): 24 вересеня/сентября.
  4. Жива: 13 травеня/мая — Мара: 21 груденя/ноября. Либо: Вешние Деды: Навья неделя перед Вешним Макошьем (9 травеня/мая) — Осенние Деды: Навья неделя перед Осенним Макошьем (28 листопада/октября).

И вертится тако Коло Сварожье от веку и до веку. Дни сменяются ночами, лето-зимою, проносятся годы и века, движеться-вертится неустанно Коловрат Всебожья Родова. И мы — его ЧАСТЬ…

Слава Роду!