В бой идут «святые отцы»

Просмотров: 5228

11.03.2006 17:11

| Печать |

«Главная военная прокуратура (ГВП), озабоченная морально-нравственным состоянием армии, подготовила и направила в Минобороны законопроект о полковых священниках. Но в нарушение воинских порядков и субординации законопроект отослан ещё в целый ряд инстанций, включая Государственную Думу и Патриархию — хотя военные прокуроры не наделены правом законодательной инициативы и могут проявлять её только через ведомство Сергея Иванова — сообщает «Независимая» от 15.02.06 г. (Виктор Мясников — обозреватель „Независимого военного обозрения“).

«Главная военная прокуратура (ГВП), озабоченная морально-нравственным состоянием армии, подготовила и направила в Минобороны законопроект о полковых священниках. Но в нарушение воинских порядков и субординации законопроект отослан ещё в целый ряд инстанций, включая Государственную Думу и Патриархию — хотя военные прокуроры не наделены правом законодательной инициативы и могут проявлять её только через ведомство Сергея Иванова сообщает «Независимая» от 15.02.06 г. (Виктор Мясников — обозреватель „Независимого военного обозрения“).

Трагический инцидента в Челябинском танковом училище вынудил подключиться к решению армейской проблемы не только российских военных и политиков, но и Русскую Православную Церковь (РПЦ) («Независимая» 15.02.06 г. Александр Петров).

Во время экстренного заседания генпрокурор России Владимир Устинов предложил: «подумать о восстановлении должности полковых священников», но, как известно, несмотря на отсутствие необходимой законодательной базы, священники РПЦ де-факто работают в различных частях армии и флота и других силовых структурах. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II призвал духовенство эффективнее работать в армии, чтобы исключить дедовщину. Алексий II отметил, что «деятельность духовенства в воинских подразделениях должна стать залогом ответственности внутреннего мира и взаимопонимания в армейских коллективах, дабы сама возможность повторения случаев, подобных тому, что произошли в Челябинске, была совершенно „исключена из жизни военнослужащих“. Однако, около двух тысяч священников хоть и работают в воинских подразделениях, но дедовщина и преступность в армии продолжают расти, и позитивных сдвигов не видно.

В целом, казалось бы, инициатива «полковых священников» не плохая, однако «имеет хорошо просматривающийся политический подтекст, можно судить по тому, насколько сырым получился проект, а потому откровенно курьёзным. Взять хотя бы такой момент: полковым священникам предлагается присваивать звания старших офицеров — но при этом они не обязаны носить форму. На территории СССР подобный опыт в годы Великой Отечественной имелся у Народного войска польского, скопированного с довоенной польской армии. Там появились капелланы и анекдот: «Целуй крест, а то замполиту пожалуюсь». Возможно, нечто подобное породит и новация военной прокуратуры. Если дело дойдет до её воплощения. Помимо отрицательной реакции Министерства обороны уже есть и реакция Совета муфтиев России. Он выступил с заявлением о нецелесообразности введения института военных священников: «Воспитательная работа в таком государственном институте, как армия, должна оставаться внерелигиозной, при равноудалённости всех традиционных конфессий» — Виктор Мясников. И по существу реакция Совета муфтиев России правильна и понятна. Известны случаи «воспитания» военнослужащих священниками, после чего солдаты за «отца святого» (не за Мать родную, не за Родину, не за Сталина) готовы «пойти в бой» против любого, кто «обидит» «батюшку».

Предлагая полковых священников армии, РПЦ тем самым пытается слиться с государством, Став офицерами ВС РФ, священнослужители становятся де-факто чиновниками военного ведомства и тем самым возлагают на себя функции светской власти. Но согласно Конституции Церковь в России отделена от государства, и пока основной закон не изменят, законопроект о полковых священниках даже нет смысла обсуждать.

Такой «парадокс» возник из-за противостояния между ГВП, в лице главного военного прокурора Александра Савенкова, и министерством обороны, в лице министра Сергея Иванова. Появление данной инициативы в структурах ГВП (главная военная прокуратура) ни что иное, как очередной раунд противостояния, которое началось давно, в мае 2005 года, когда Савенков огласил цифры небоевых потерь и данные о росте преступности в армии. И выразил своё возмущение назначением советником министра адмирала Геннадия Сучкова, только что осужденного судом. Спустя две недели министр опроверг информацию прокурора и заявил, что потери снизились на треть, а дедовщина уменьшилась на 9%. Кроме того, он пригрозил отделить военную прокуратуру от Минобороны, что сразу лишило бы её работников квартир, воинских окладов, присвоения званий и т. п.(В.М.)

В концепции РПЦ говорится: «Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение» (анализ положений концепции РПЦ смотрите в книге Академии Управления «Нерусский Дух для русской души»), что противоречит созданию института военного духовенства.

На срочную службу призываются, в основном, молодые люди в возрасте 18 — 19 лет, и понятно, что у большинства из них в этот период происходит становление личности, приобретается тот багаж, с которым они пойдут по жизни. Именно в этом возрасте у молодого человека окончательно формируется мировоззрение и, как следствие, отношение к конкретным жизненным ситуациям, к жизни в целом. Церковь же, взяв на себя роль «воспитательницы», наполнит «пустой сосуд» своей догматикой, не адекватной реальной жизни, что неизбежно приведёт ребят к конфликтам с Жизнью в будущем.

С другой стороны, можно сказать, что РПЦ упустила свой шанс, «закон времени» работает неумолимо, философия всех «лжехристианских» — по существу, церквей — ущербна, общество это чуствует, поэтому «теоретическая платформа» РПЦ подлежит кардинальному пересмотру и изменению, если, конечно, не единожды дескредитирующая себя церковь хочет «войти в завтра» и быть востребованной обществом.

А дедовщину в армии побороть нужно и это возможно сделать, каким образом очень хорошо рассказано в газете «Мhра за Меру» №5, от 13 февраля. Главное условие — непреклонное желание офицеров ВС искоренить дедовщину.

ИАС КПЕ