Внимание посетителей сайта

Сайт kpe.ru является самостоятельным образовательным ресурсом поддержки Концепции общественной безопасности, и не связан с какой-либо общественной организацией

Контактная информация

   mera@kpe.ru

Концепция Общественной Безопасности
Текущие теоретические и аналитические работы ВП СССР смотрите на сайте

Подписка на рассылку

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы всегда быть в курсе обновлений информации на сайте.

рассылки subscribe.ru
страница рассылки

Главная Сообщения Сообщения, авторские мнения Эпоха и образование: проблема отсутствия культуры самообразования в системе высшей и средней школы

Эпоха и образование: проблема отсутствия культуры самообразования в системе высшей и средней школы

Просмотров: 3820

| Печать | E-mail

СКАЧАТЬ:    PDF (150 кб);    WORD (40 кб);    ODT (30 кб)

 

В разные эпохи к системам образования были разные требования и эпоха, берущая своё начало в середине XX века не исключение. Отличие её от прошлых эпох заключаются в том, что мало кто обращает внимание на некоторые изменения.

• Примерно до середины XIX века, содержание всех социально значимых технологий, прикладных наук не изменялись, на протяжении жизни одного поколения.

• В течение всей истории скорость изменения в содержании всех социально значимых технологий, прикладных наук, постоянно возрастала и с середины XIX до середины ХХ века сравнялась с частотой смены поколений, а после и превысила её.

• Со второй половины XX века в процессе жизни одного поколения успевает смениться несколько поколений всех знаний в социально значимых технологиях, прикладных и гуманитарных науках. И скорость их обновления достигла предела, (раз в полгода выходят новые поколения сотовых телефонов). Это обусловлено возможностями психики человека усваивать новую информацию.

Так получается, что если в прошлом, освоив какие-либо знания, прикладного характера, человек мог пользоваться ими на протяжении всей оставшейся жизни. То в сегодняшнее время, скорость обновления прикладных и научных знаний во многих отраслях, настолько увеличилась, что за время получения высшего образования они меняются, в некоторых случаях даже несколько раз.

А система образования всеобщего и высшего, сложилась в прошлую эпоху и практически не отвечает вызовам времени. Так как знания в момент образования системы, не обновлялись на протяжении жизни одного поколения. И сутью данной системы является загрузка в психику обучаемых готовых к употреблению навыков и знаний.

В такой системе обучаемый является пассивной стороной, которая обязана выслушать, законспектировать лекцию, выполнить набор практических заданий на семинарах. Т.е. система образования не требует от обучаемого личностной культуры самообразования и познавательно-творческих навыков. Под новшеством сегодня многие понимают, обновление набора технических информационных блоков, загружаемых в психику обучаемого.

Таким образом, сегодня определяются образовательные стандарты системы образования на всех уровнях, начиная от образовательного минимума и заканчивая высшей школой. А так как никто не может предвидеть кому, какие навыки и знания сегодня пригодятся в жизни, объём необходимого для освоения минимума постоянно увеличивают. Вот и получается, что с одной стороны обществу нужны специалисты высокой квалификации, но людей, способных освоить новое знание и эффективно применять его в работе нет.

В ходе трудовой деятельности человек понимает, что знания и технологии сменились, и отличаются от ранее освоенных и появилась необходимость в дальнейшем непрерывном образовании. Поэтому можно констатировать, что «болонский проект» тянет Российскую систему образования в направлении к деградации, поскольку он направлен не на воспитание человека-творца, а на воспитание обывателя-потребителя. «Болонский проект» является инструментом «кодирующей педагогики». Этот факт приводит к ещё одной проблеме, которую будет тяжело преодолеть. К каждому взрослому человеку, получившему высшее образование, на принципах безпрерывного образования в сложившейся системе (лекции плюс практические занятия и семинары) будет необходим как минимум один наставник, который будет всегда владеть новейшими знаниями и разработками, и будет эффективным учителем.

Но кто будет готовить этих наставников, которые обязательно должны развиваться параллельно развитию всему остальному обществу, идти впереди него? В рамках сложившейся системы образования этот барьер непреодолим и ответа на поставленный вопрос нет. Поэтому встаёт вопрос: КАК его преодолеть?

Система образования, адекватная сегодняшнему дню должна строиться на иных принципах и ориентироваться на достижение цели, не изменить набор сведений загружаемых в психику обучаемого на «современный» и «перспективный». Должны быть совершенно иные принципы.

Науку вообще, отражающую процесс получения знаний и преображение их в прикладные навыки, можно представить в виде растущего дерева-«древо познания», где:

• Почва это объективная реальность, все известные факты естествознания, обществознания, прикладных и частных наук;
• Корни это методология познания;

• Ствол — достаточно общая (в смысле универсальности применения) теория управления;

• Крона это все прикладные научные дисциплины, с помощью которых мы решаем различные задачи в жизни всего человечества (т.е. выявляем и решаем проблемы в разных отраслях жизни деятельности человека);

• Плоды — результаты деятельности человечества как положительные, так и отрицательные вплоть до техногенных катастроф;

• Граница ствола и ветвей, которые есть на этом дереве, является методология как связь абстракций и теорий с реальностью жизни.

Если перенести этот образ «древа познания» на сегодняшнюю систему образования то получится, что она охватывает только крону, представляя все ветви, не связанными друг с другом, а до уровня методологии снисходит только в технических дисциплинах и некоторых отраслях естествознания. Достаточно общая теория управления или ствол в данной метафоре, неизвестна практически никому.

Методология познания же после того, как марксизм в СССР потерпел крах, была как бы предана забвению.

Поэтому получается, что главная проблема образования носит двоякий характер:

• первое – это оторванность от «корней» и «почвы»;

• втрое – это перепрыгивание с ветки на ветку в кроне, в вожделении потреблять исключительно благо.

Исходя из того, что в наше время знания устаревают и обновляются многократно на протяжении жизни одного поколения, положение дел предъявляет системе образования людей, следующие требования:

• самостоятельно выявлять и оценивать свою потребность в новых знаниях для успешной и безопасной деятельности;

• самостоятельно находить и осваивать необходимые знания;

• если необходимые знания окажутся не доступными, то производить новые знания самостоятельно с нуля в темпе развития ситуации, заблаговременно по отношению к динамике её развития;

• изкоренять один и главный вид «невежества» - незнание.

Если говорить коротко, что система образования обязана, прежде всего, научить обучающегося самообразовываться и помогать в этом тем, кто его окружает и принимать помощь со стороны в этом. Т.е. главной целью образования должно стать освоение обучающимися методологической культуры познания и творчества.

Очень часто, а точнее сказать в большинстве случаев, люди не способны к тем или иным видам деятельности, так же к самообразованию и учёбе не потому, что у них биологически-дефективный организм, а причина кроется в неумении осознанно произвольно создавать в себе настроение, необходимое для реализации этой деятельности успешно.

Соответственно начальная школа и должна научить ребёнка этому, то есть научить самоконтролю, самоощущению и навыкам создания настроения, позволяющего осваивать новые знания, вырабатывать их с нуля. Так же необходимо учить детей скорочтению, в темпе листания страницы. Это необходимо для вхождения в процесс самообразования, поскольку это способствует установлению многовариантных связей между модулями мировоззрения. С помощью скорочтения можно решить большинство проблем общеобразовательных и высших школ. Тем самым можно исключить из образовательного процесса преподавателя читающего лекции. При этом процесс обучения становится интерактивным и обе стороны (наставник и обучающийся) становятся активными элементами процесса.

Существует потребность в некотором базовом минимуме, которым должны владеть все. Как в общем образовании, так и в высшем профессиональном. Разница в том, что общеобразовательная школа должна давать минимум который позволил бы обществу стать внутренне целостным и бесконфликтным. Профессиональному среднему и высшему образованию необходим такой минимум, который позволил бы войти в профессию и совершенствоваться в ней. Эти минимумы должны содержать не только основу успешной деятельности разных отраслей, но и сведенья об ошибках совершённых в прошлом в этих сферах и о проблемах, решать которые нужно сегодня или возможно предстоит в будущем.

Так, на мой взгляд, сегодня необходимо постепенно вносить описанные выше изменения в стандарты образования. Роль дистанционного обучения в описанных стандартах очень велика и не может быть недооценена. Только так, позволив развивать творческий потенциал и способности к выработке новых знаний у будущих поколений, мы преодолеем кризис в научной, образовательной и во всех остальных сферах жизни общества.

Председатель РО КПЕ Нижний Новгород
В.А. Соловьёв


Поиск по сайту