Внимание посетителей сайта

Сайт kpe.ru является самостоятельным образовательным ресурсом поддержки Концепции общественной безопасности, и не связан с какой-либо общественной организацией

Контактная информация

   mera@kpe.ru

Концепция Общественной Безопасности
Текущие теоретические и аналитические работы ВП СССР смотрите на сайте

Подписка на рассылку

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы всегда быть в курсе обновлений информации на сайте.

рассылки subscribe.ru
страница рассылки


О промежуточных итогах реформы образования

Просмотров: 5253

 E-mail

Скачать:   PDF (244 Кб),   WORD (58 Кб) odt (34 Кб),   fb2 (95 Кб)

 

Выносим на сайт статью об образовании. В статье хорошо показана роль и преимущество точных наук над гуманитарными. Судите сами.

ИАС КПЕ


Реформа среднего образования продолжается уже несколько десятилетий. В итоге мы имеем глобальное падение уровня подготовки школьников, охватившее все регионы. Автор, университетский преподаватель физики, с огорчением вынужден признать: наиболее заметно снижение образовательного потенциала школьников в области точных наук. Преподаватели гуманитарного цикла утверждают то же самое в отношении своих учебных дисциплин. Следовательно, основная причина – не в падении интереса школьников к точным наукам, и не в возможном перекачивании наиболее способных выпускников школ в гуманитарную сферу. Причины падения уровня среднего образования имеют глобальный системный характер. Это либо успешно организованная акция, имеющая целью именно снижение образовательного уровня, либо следствие некомпетентности тех, кто проводит реформу образования, не учитывая социальные и техногенные изменения в обществе. Непонимание или нежелание видеть системные факторы, препятствующие получению позитивных результатов реформы – это в полном смысле слова проявление некомпетентности. В некотором смысле организационной некомпетентностью можно назвать желание и готовность получать гранты и другие финансовые вливания, идущие с Запада. Ещё древние мудрецы знали, что самый верный способ победить сильного врага (в современных условиях – конкурента) – это начать воспитывать его детей. Наших детей на протяжении всего постсоветского реформенного периода мы образовываем и воспитываем под нужды Западной Европы и США.

Существуют и внутренние причины падения образовательного уровня. Прежде всего, это следствие социальных реформ, когда меняются ориентиры – и общества в целом, и отдельного человека. Это и быстрые техногенные изменения в организации быта, влияющие на формирование жизненных ориентиров. Это и  демократизация образования, когда учитель не имеет права заставить ученика работать, то есть сближение школьного образования со сферой услуг. Это и отсутствие вступительных экзаменов в вуз, что не ориентирует школьника на глубокое изучение учебных дисциплин. Это и снижение интереса к чтению, которое вытесняется из жизни школьника индустрией компьютерных и телефонных (смартфонных) развлечений. Это и введение в школе единого государственного экзамена (ЕГЭ) в форме тестов, который не ориентирует на глубокое изучение предмета.

Если негативное влияние компьютерных развлечений никто не мог предвидеть, потому что человечество столкнулось с этим впервые, то последствия от введения ЕГЭ по рецептам Запада можно было предвидеть. Какое образование в странах Западной демократии, было хорошо известно. А заявленный проект борьбы с коррупцией в образовании с помощью введения ЕГЭ не сбылся – основная коррупция переместилась с периферии в центр. Можно считать, что это была борьба «за кормовые угодья».

Возможно, какие-то причины не названы, но в любом случае – итог печален. Согласно данным, приведенным в статье А.Д. Гладуна и Г.Г. Спирина «Нужна ли в России физика инженеру?» (журнал «Физическое образование в вузах», № 4, 2010 год), 75% первокурсников, поступивших на первый курс в технические вузы, не знали физики, и только 20–25% выпускников школ могут учиться в вузах технического и естественнонаучного профилей. Ряд технических вузов вынуждены первый семестр для студентов первого курса объявлять семестром выравнивания – повторять школьную программу по основным дисциплинам. И это в стране, имевшей ещё недавно лучшее в мире физико-математическое образование. И это в стране, которая готовится к технологическому прорыву, к организации наукоемкого производства. По уровню школьного образования мы быстро скатываемся к уровню США, где, по признанию президента Обамы, половина подростков не имеют понятия об элементарных дробях, половина девятилетних не умеют делить и умножать, и только 22% абитуриентов способны пройти курс английского языка, математики и естественных наук. Но в США работает (финансируется) программа вывоза мозгов из других стран, а у нас такой программы нет. Более того, наша самая талантливая молодежь убывает в том же направлении – на Запад, а мы даже не требуем от уезжающих возврата средств, затраченных государством на их подготовку.

Авторы вышеупомянутой статьи о происходящем в нашей стране пишут: «У школьников не формируется (а это делается в юности) причинно-следственный количественный тип мышления. Физика – основная интеллектообразующая дисциплина. Она организует мозги в правильном направлении. Она трудна, она дискомфортна, она создает проблемы (физкабинеты, демонстрации, лабораторные работы). Проще оттеснить её на обочину образовательного процесса, превратить её во второразрядную, не нужную большинству дисциплину. На фоне понижения физики как основной компоненты естественнонаучного образования идет процесс «дебилизации» молодежи».

И надо сказать, идет успешно. Анкетирование, проведенное одной из студенток одного из вузов в рамках работы над рефератом по теме «Что такое магия?», показало, что 33% студентов верят в магию, а 35% считают её наукой. Не столь важно, где проводился опрос – подобные результаты, а возможно, и худшие, можно получить повсеместно.
Как утверждается в пословице – свято место пусто не бывает. На место вытесненной из образования науки приходят псевдонауки, лженауки, вероучения различной направленности. Образовательная безопасность страны под угрозой. Общество, дистанцируясь от познания природы, становится беззащитным от мистицизма. В России сейчас действует десятки, а возможно – сотни тысяч оккультных деятелей, многие из которых, как и чиновники, проводящие образовательные реформы, финансируются нашими глобальными конкурентами. Возможно даже, из одного «кармана».


Говоря о возможном технологическом прорыве, можно вспомнить новейшую историю Японии. Когда в 1943 году японцы поняли, что война проиграна, они задумались о будущем страны. Государство, не имеющее богатых природных ресурсов, могло сделать ставку только на наукоемкие технологии – в то время таковой была радиоэлектроника. Поняв это, правительство Японии сразу же начало действовать. С фронта были срочно отозваны физики и инженеры. Это сохранило национальные кадры специалистов и во многом определило то японское чудо, о котором мир заговорил лишь 20 лет спустя. Сейчас в Японии естественнонаучные предметы изучаются в школе с 1 по 10 класс.

Возможно, при проведении социальных реформ в нашей стране, в некоторой корректировке нуждалась гуманитарная составляющая образования, так как она тесно связана с идеологией, но естественнонаучную компоненту трогать не следовало. Если сейчас наша страна делает ставку на наукоемкие технологии, то необходимо срочно восстановить авторитет физической науки, начиная со школы. Главное богатство страны – образованные кадры. Школьная физика должна быть в числе обязательных дисциплин, и экзамен по физике должен быть обязательным. Но даже если это сделать сейчас, успеха через 20 лет, скорее всего, еще не будет. Остановить огромную инерцию разрушения образования огромной страны трудно, на это уйдут годы и годы.

Точечные мероприятия, точечные финансовые затраты не помогут – глобальные задачи требуют глобальных затрат и пристального внимания первых лиц государства. Современные выпускники средней школы даже после окончания престижного вуза не готовы решать масштабные научные и технические проблемы, – пока все держится на выпускниках советских школ. Научно-исследовательские, проектные работы могут успешно осуществлять лишь те, кто прошел жесткий отбор, начиная от поступления в вуз. Наука более, чем какая-либо другая деятельность, нуждается в здоровой конкуренции. В качестве примера-аргумента, зададим вопрос: такой поэт, как Пушкин, мог ли появиться в стране, где стихи писали бы одна-две сотни назначенных придворных поэтов? Нет, конечно же. Такое явление природы, как гений Пушкина, мог появиться лишь в стране, где каждый гимназист писал стихи. Другой пример – изучение физики в школе. Советские успехи в науке и технике во многом связаны с тем, что математика и физика были в школе главными предметами. Напрягаться, изучая эти предметы, вынуждены были все, но успех приходил лишь к единицам. Сегодня учителя средней школы во многих случаях отговаривают детей сдавать ЕГЭ по физике, так как за количество сдающих такой экзамен поощрения нет, а за плохие результаты и учителя, и школу могут «не похвалить». Гораздо легче отговорить детей сдавать экзамен по физике и целый год жить спокойно. А когда впереди нет экзамена, изучение дисциплины становится профанацией, а порой уроки и вовсе заменяются. Маленький секрет, известный автору как профессионалу: в престижных столичных вузах по направлению «физика» есть, и «успешно» учатся, студенты, которые не знают тригонометрических функций и не умеют разделить дробь на дробь. Что же можно говорить о вузах, которые не считаются престижными?

Реформа высшего образования, начатая сравнительно недавно, реально необходима. Столько вузов стране не нужно, а перекос количества студентов в экономико-юридическую сторону также требует корректировки. Но началась эта реформа со странных действий. Было бы логично в первую очередь лишить права выдавать государственные дипломы те вузы, которые ими явно торгуют. Информация о таких вузах, конечно же, есть у спецслужб, а если нет, то её легко получить, как говорится – в любом столичном подземном переходе. Но вместо этого в «не эффективные» попадают государственные, честно работающие вузы, вся «вина» которых – несоответствие искусственно придуманным требованиям, большая часть которых от усилий коллектива вуза не зависит.

Сокращение реально не эффективных, как правило – коммерческих вузов, могло бы в несколько раз увеличить конкурсы в государственные вузы, что улучшило бы качество образования, и часть проблем отпала бы сама собой. Далее можно в эволюционном режиме продолжать работу по улучшению качества образования и количественного упорядочения студентов по специальностям. Такая реформа необходима, она отвечает потребностям государства и соответствует здравому смыслу.

Если же вернуться к роли физики в технологической модернизации страны, то её роль невозможно переоценить. Физика – фундамент современной науки и, следовательно, цивилизации в целом. Желаем мы того или нет, но развитие физики определяет и потенциальный уровень благосостояния, и реальный уровень безопасности общества. Торможение развитию науки, и, в первую очередь, – физики, независимо от причин, ведет к неизбежному экономическому ослаблению общества и потере государством, где это происходит, экономической и политической независимости.

Рядовым преподавателям, от которых не зависят судьбоносные решения, остается верить, что коллективная мудрость народа преодолеет негативные последствия поспешных кабинетных реформ. Им остается право честно работать и честно говорить о том, как они относятся к действиям, разрушающим наше государство.

Илья Фоминский
Свердловская обл
.

КОММЕНТАРИЙ:

Однако возникает вопрос, а достаточно ли сказанного, чтобы кардинально изменить ситуацию в образовании? Для изучающих КОБ ответ очевиден: «Не достаточно!» Устраивать «плач Ярославны», либо «говорильню» о деградации в образовании в нынешних условиях безсмысленно, это ни к чему не приведёт и не даст никакого результата. Упадок в образовании – это всего лишь частность (частная проблема). А поскольку ни одна частная проблема не может быть решена без изменения всей ситуации в России в целом, то и менять нужно всю систему управления, т.е. замысел жизнеустройства. Менять с безнравственного, ныне господствующего в России западного (от слова «западня») замысла, на наш самобытный, на базе Концепции справедливого жизнеустройства – КОБы.

В наших силах сегодня доносить до работников образования материалы КОБы – единственной легитимной Концепции (т.е. замысла жизнеустройства) прошедшей режим парламентских слушаний в ГД РФ в ноябре 1995 года. Разъяснять её основные положения и меры по выводу страны из кризиса, которые она предлагает.

Здесь напомним, что образование базируется на 1-м ("мировоззренческом"), 2-м ("хронологическом") и 3-м ("технологическом") приоритетах обобщённых средств управления обществом (ОСУ). В материалах КОБ системе образования посвящены следующие работы: «Нам нужна иная школа», «”Врачу”: Исцелися сам…».

ИАС КПЕ

 


Поиск по сайту