НОВОЕ НА САЙТЕ

Аркан для олигархов18.07.2018 Разве никто не замечает, как...
Ушёл из жизни Зазнобин В.М.19.06.2018 Приносим соболезнования родным и близким...
Судебное решение25.05.2018 Решение суда о запрете общественного...

Внимание посетителей сайта

Сайт kpe.ru является официальным сайтом поддержки Концепции общественной безопасности

Контактная информация

   mera@kpe.ru

Концепция Общественной Безопасности
Текущие теоретические и аналитические работы ВП СССР смотрите на сайте

Отправь SMS своим друзьям:
Узнай правду! Зайди на kpe.ru
Перешли этот текст всем своим знакомым.

Подписка на рассылку

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы всегда быть в курсе обновлений информации на сайте.

рассылки subscribe.ru
страница рассылки


Метод логического древа

Просмотров: 2442

 E-mail

Скачать:    PDF (197 кб);    WORD (141 кб);    ODT (62 кб)

 

Так называется статья нашего соратника, которую мы предлагаем посетителям сайта КПЕ. В качестве предисловия отметим, что статья не безспорная, но полезная, так как речь в ней идёт о методе, который, по мнению автора, приведёт к синтезу и объединению всех религиозных и научных учений. Однако недостаток статьи в том, что не указано явно на основе чего объединять или принимать идеи оппонента. На основе здравого смысла или на основе ощущения "правильности" и на основе "веских аргументов"? Но оценка аргументов, также как и ощущения правильности зависит от мировоззрения и миропонимания мыслителя.

Обогатиться идеями оппонента можно лишь найдя им место в своём собственном логическом пространстве. Если же такого места не искать, а просто "соглашаться", то образуется конгломерат и даже плюрализм идей (прямо противоположные суждения по одному вопросу) в одной и той же психике. Таким образом, Логическое пространство должно быть наиболее широким, в пределе стремиться к логике Бога и только на такой основе метод "соглашения" будет работать. Такую основу даёт мировоззрение КОБ, так как мы считаем, что центр отсчёта хорошего и плохого - это Бог, Надмирная Реальность, у нас есть методология ДОТУ и для оценки суждений (на основе и связи с Богом, и интуиции, и логики) и для формирования единой терминологии и единого мировоззрения. Если уподобить различные религиозные и научные учения различным языкам, то такое действие будет подобно переводу на один язык. При этом мировоззрение будет пополняться как мозаичная картина, в которой есть место для новых элементов, но которые в целом будут только УТОЧНЯТЬ мировоззрение и миропонимание, приближая к мировоззрению и миропониманию Бога.

"Мыслящий человек, жаждущий познать истину, способен в процессе дискуссии под влиянием веских аргументов признавать собственные ошибки, отказываться от некоторых своих прежних взглядов и при этом принимать важные мысли других людей. Те, в свою очередь, также могут обогащать своё мировоззрение идеями оппонента."

Костров Н.П.,
Председатель Свердловского РО ВПП КПЕ


МЕТОД ЛОГИЧЕСКОГО ДРЕВА

Статья рассказывает о симфонике ‒ новом направлении исследований философских, религиозных учений и научных теорий. Её особенность заключается в том, что она акцентирует внимание на рассмотрении фундаментальных положений учений и теорий. Основными понятиями симфоники являются: логическое древо, логическое пространство, пространство познания, оксирома, крипта. В статье в качестве примера излагаются фундаментальные положения учения Свидетелей Иеговы и дается их критика. Статья опубликована в сборнике «Диссонансы бытия: коллективная монография». Нижний Тагил. 2015 г. С. 48 – 65. В текст настоящей публикации внесены изменения по сравнению с текстом, напечатанным в монографии.

Профессор, доктор философских наук Даниил Валентинович Пивоваров и автор этих строк в течение последних лет опубликовали монографию и несколько статей, в которых была представлена симфоника, – совокупность общедоступных алгоритмов «познания через согласие». Можно дать другое определение: симфоника ‒ методология единения. Настоящая статья является её дальнейшим развитием.

Что такое симфоника

Традиционно в гносеологии рассматриваются три пути познания: чувственный, рациональный и интуитивный (мистический). Однако возможен и четвертый путь – симфоника – познание через согласие. Намечаются три её направления. Первое разумно назвать внешней симфоникой – достижение согласия между адептами различных религиозных, философских учений и научных теорий. Мыслящий человек, жаждущий познать истину, способен в процессе дискуссии под влиянием веских аргументов признавать собственные ошибки, отказываться от некоторых своих прежних взглядов и при этом принимать важные мысли других людей. Те, в свою очередь, также могут обогащать свое мировоззрение идеями оппонента. Такие мыслительные процессы не только возможны, но и являются весьма разумными. Они нуждаются в философском обосновании. Необходимы принципы, понятия, методы, помогающие находить собственные ошибки, устранять их и в то же время положительно оценивать некоторые идеи своих оппонентов и гармонично вплетать их в родное мировоззрение. Внешнюю симфонику разумно также называть методологией толерантного спора. [Пивоваров Д. В., Рыльцев Е. В. Симфоника как методология толерантного спора. Научная монография. Уральский институт экономики, управления и права. Екатеринбург: 2009].

Обогащение родного мировоззрения возможно и без участия оппонентов. В этом случае мыслящий человек без дискуссий может находить противоречия, недостатки в собственных взглядах, избавляться от них и заменять их идеями из других учений и теорий. Наиболее плодотворное обогащение будет достигнуто, если произойдет слияние двух или нескольких учений, теорий в единое гармоничное целое, свободное от их противоречий, недостатков, но включающее их достоинства. Тогда произойдет познание через согласие в сознании мыслящего человека, которое можно назвать внутренней симфоникой.

И, наконец, третье направление симфоники призвано внести лепту в единение рационального и интуитивного (мистического) познания.

Логическое древо, логическое пространство, пространство познания

Вообразим, что вместе собрались сторонники различных учений и наук. Допустим, это будут православный и буддийский мыслители и ученый-материалист. О каких бы проблемах они ни завели разговор, скорее всего, придут к различным выводам. Например, если речь пойдет о судьбе человека после смерти, то православный мыслитель заговорит о душе, рае и аде, вечных муках и вечном блаженстве, вероятно, будет приводить стихи из Библии и отрывки из сочинений отцов Церкви. Буддийский мыслитель возразит, что у человека никакой души нет, но имеется поток дхарм (дхармы ‒ вечные и неизменные элементы жизненного процесса): сознание умершего распадается на отдельные дхармы, после смерти они вновь соединяются в единое сознание, которое обретает новое тело, и при этом выполняется закон кармы (карма – общая сумма совершенных живым существом поступков и их последствий). Рай и ад представляют собой не вечные, а временные обители, покинув которые конгломерат дхарм будет испытывать новые воплощения и распады до тех пор, пока не достигнет нирваны. Последователь Будды, видимо, будет читать отрывки из Трипитаки, Дхаммапады и других Священных буддийских книг. Учёный-материалист, наверное, подумает, насколько глубоко оба ошибаются, ведь нет никакой души и никаких дхарм, а со смертью человека его сознание навечно исчезает. Было бы странно, если бы православный мыслитель в своих рассуждениях устремлял свои мысли к Корану или Трипитаке, а учёный-материалист с умилением во взоре и слезами на глазах читал библейские стихи.

Что следует из этого рассуждения? Совокупность определенных принципов, законов, понятий вместе с важнейшими выводами из них характеризует процесс рационального познания определенной группы единомышленников. Этот конгломерат можно назвать логическим древом.

Логическое древо – совокупность фундаментальных положений, понятий и важнейших выводов философского, религиозного учения или научной теории.

Логическое пространство – единство логического древа и авторитетных источников философского, религиозного учения или научной теории.

Логическое древо – это остов, каркас логического пространства.

Например, логическое древо термодинамики составляют три начала (закона) термодинамики, понятия температуры, давления, внутренней энергии и другие понятия, а также важнейшие выводы этой науки, в частности, уравнение состояния идеального газа. В логическое пространство термодинамики, помимо перечисленного, входят сочинения великих учёных, которые внесли вклад в эту науку, а также другие авторитетные книги и статьи.

Однако человек способен познавать мир не только рационально ‒ на основе принципов и понятий, но и в художественных, музыкальных образах, с помощью символов. Поэтому разумно ввести понятие более широкое, чем логическое пространство, ‒ понятие пространства познания.

Пространство познания – совокупность идеальных достижений культуры, посредством которых осуществляется процесс познания.

В их число могут входить философские и научные принципы, понятия, религиозные догмы, духовные символы, художественные и музыкальные образы и т. п. Иными словами, внутри пространства познания протекают познавательные процессы конкретного человека или группы людей, будь то ученый определенной научной школы, философ некоторого философского направления, верующий какой-либо религиозной конфессии, музыкант, художник и т.п.

Оксирома

Вспомним уроки геометрии в школе. Как строится эта наука? Даются определения важнейших понятий, без доказательства принимаются несколько аксиом (постулатов), на основе которых логически выводятся теоремы.

В истории математики особо драматичными были события и открытия, связанные с пятым постулатом Евклида. В несколько упрощенной формулировке он гласит: через точку, не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной. Более двух тысяч лет математики стремились доказать этот постулат. Однако лишь в XIX веке Николай Иванович Лобачевский, Карл Гаусс и Янош Больяй осознали тщетность подобных попыток. В основание геометрии они положили другой постулат: через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести более одной прямой, параллельной данной. Они смогли построить непротиворечивую геометрию, отличную от евклидовой.

В 1826 году Лобачевский представил научному миру свою работу, в которой была изложена новая геометрия. Русский гений опередил венгерского на несколько лет, а немецкий ученый Карл Гаусс, получивший заслуженное прозвище «король математиков», так и не решился опубликовать результаты своих исследований по теории параллельных прямых. Поэтому новая наука по праву получила название геометрии Лобачевского. В ней, в частности, сумма внутренних углов треугольника меньше 180º.

В 1854 году немецкий математик Георг Фридрих Бернхард Риман написал фундаментальную работу по новой геометрии, которая также оказалась непротиворечивой. В её основание он положил постулат: через точку, не лежащую на данной прямой, нельзя провести прямую, не пересекающую данную. Иными словами, параллельных прямых не существует. В геометрии Римана, в частности, сумма внутренних углов треугольника больше 180º.

Таким образом, в зависимости от того, какой постулат лежит в основании геометрии: Евклида, Лобачевского или Римана, ‒ строится соответствующая непротиворечивая геометрия с различными теоремами, формулами, выводами.
Мы видим, какую фундаментальную роль в науке играют аксиомы, постулаты, принципы, принимаемые без доказательства. Но так же строятся религиозные и философские учения. Если вы принимаете христианский Символ Веры, то ваши мысли оказываются в логическом пространстве определенного направления христианства. Но какого? Если вы признаете, что Святой Дух исходит только от Отца, это будет означать, что вы – православный человек. Если вы верите, что Святой Дух исходит «и от Сына», то вы – католик. Таким образом, в зависимости от того, какую интерпретацию догмата о Пресвятой Троице вы исповедуете, ваши мысли будут проникать в логическое пространство либо Православия, либо Католицизма. Если вы уверены в том, что материя первична, а сознание вторично, то ваши взгляды по всем важнейшим философским вопросам будут носить материалистический характер.

Наши рассуждения убеждают в том, что все фундаментальные положения, принимаемые без доказательства, которые лежат в основании философских, религиозных учений и научных теорий, разумно изучать с общих позиций и поэтому объединить общим понятием. Для этого в симфонике используется древнегреческое слово ỏχύρωμα (оксирома), что означает твердыня.

Оксирома – фундаментальное положение философского, религиозного учения или научной теории, которое принимается без доказательства, на веру.

Действительно, оксиромы ‒ те твердыни, на которых возвышаются здания наук и учений. Примерами являются: постулаты Евклида, закон всемирного тяготения, догмат о Пресвятой Троице, законы диалектики и т.п.

Нам могут возразить: законы науки принципиально отличаются от религиозных догм и философских принципов, поскольку имеют экспериментальное подтверждение. Например, закон всемирного тяготения Исаак Ньютон открыл, сравнивая движение Луны вокруг Земли и падение предметов на Землю. Это бесспорно. Но закономерность в их движении, которая была обнаружена в ограниченном пространстве в течение ограниченного времени, Ньютон распространил на бесконечные области пространства и бесконечные промежутки времени. Поэтому и назвал её законом всемирного тяготения. А такая экстраполяция недоказуема, принимается на веру. Подобное рассуждение относится к любому научному принципу или закону.

Крипта

Итак, многие оксиромы имеют свое особенное название и понимаются как фундаментальные основания учений или теорий. Однако имеются такие, которые не осознаются фундаментальными, хотя без них учения или теории не могут быть построены.

Например, попросите православного мыслителя перечислить столпы учения, и он назовет догматы о Пресвятой Троице, об Искуплении, о Воплощении, о Воскресении, о Вознесении и другие догматы. Но утверждение о том, что Библия – единственная книга, которая является Словом Божиим, к числу догматов Православия не относится. А между тем это утверждение играет в Православии фундаментальную роль – роль догмата. Измените его, и этим преобразуется все учение. Действительно, если мы признаем, что Словом Божиим, кроме Библии, являются и Коран, и Трипитака, и Авеста (Авеста ‒ Священная книга Зороастризма), то тогда православное учение изменится коренным образом. Произойдет то же, что в истории с пятым постулатом Евклида. Итак, утверждение о том, что Библия – единственная книга, которая является Словом Божиим, – скрытый догмат, или в обобщающем понятии – скрытая оксирома.

Скрытые, неосознанные оксиромы есть и в научных теориях. Спросите ученого, на каких основаниях покоится его наука, и он назовет несколько принципов, законов, понятий, но скорее всего, не вспомнит о фундаментальных положениях теории познания. Для ученых познаваемость мира, как правило, очевидна, хотя философы могут её обосновывать или опровергать, признавать достоверность какого-то одного пути познания и несовершенство другого или, напротив, их гармонию. Это справедливо отметил великий русский философ Николай Онуфриевич Лосский. «Нет такого знания, нет такого утверждения, которое не заключало бы в себе продуктов наших теорий знания. Если мы неправильно мыслим о знании по существу, то и всякий отдельный познавательный акт заключает в себе эту ошибку, хотя бы в потенциальной форме». [Лосский Н. О. Избранное. М.: Изд-во «Правда», 1991. С. 23–24]. Если вы утверждаете, что к истине способен приводить разум и только разум, то придете к рационалистической науке, отвергающей малейшую степень мистики. Признайте гармонию рационального и мистического познания, и вы откроете путь к единению научных теорий и мистических учений. Таким образом, фундаментальные положения теории познания должны лежать в основании любой научной теории. Если они в ней не рассматриваются, а лишь подразумеваются как нечто само собой разумеющееся, то являются скрытыми оксиромами.

Скрытым оксиромам можно дать общее название. В симфонике они именуются криптами от древнегреческого слова κρύπτω – скрывать, прятать.

Крипта – такая оксирома, фундаментальная роль которой не подчеркивается или даже не осознается.

В чём заключается метод логического древа

Пока мы рассказали только про один метод симфоники – метод сопоставления. [Рыльцев Е.В. Основания мистической логики // Философия: вызов современности. Материалы международной научно-практической конференции (1 – 7 сентября 2005 г.). Екатеринбург: 2005. С. 137–138]. В данной статье описывается другой – метод логического древа. В чем он заключается? Поскольку оксиромы играют фундаментальную роль в любом философском, религиозном учении, в любой научной теории, то при исследовании учений и теорий именно систему оксиром, в первую очередь, разумно подвергать всестороннему рассмотрению. Иными словами, если вы стремитесь понять суть учения или теории, то можете построить соответствующее логическое древо и подробно исследовать его.

Действительно, мысли движутся от одних оксиром к другим и приходят к определенным выводам, подобно тому как поезда идут по рельсам от одних станций к другим и достигают нужных пунктов назначения.

Замкнутые и объединяющие логические пространства

Сосредоточимся на логических древах и пространствах религиозных учений. Среди них наиболее распространенными являются замкнутые ‒ такие, которые противодействуют выходу мыслей адептов учения в иные логические пространства. Например, к ним относятся все направления современного Христианства, но не первоначального.

Иным свойством обладают объединяющие учения. Они, напротив, способствуют формированию единого логического пространства всего человечества. К их числу относятся Вера Бахаи (религия, возникшая в середине XIX века в Персии), учения Елены Петровны Блаватской, Даниила Леонидовича Андреева и другие.

Логические древа и пространства различных направлений современного Христианства имеют немало общего: каждое признает иные религиозные учения ложными, единственной Богодухновенной книгой почитает Библию и отвергает другие Священные книги. Разумно изложить метод логического древа на примере наиболее просто построенного христианского учения. А таковое, на наш взгляд, исповедуют Свидетели Иеговы. Подвергая его критике, мы сможем выявлять сильные и слабые стороны и других направлений современного Христианства.

Важнейшие положения учения Свидетелей Иеговы

«Библия – Слово Бога и истина. Христос – Сын Бога, подчинён своему Отцу. Христос был первым из Божьих творений. Христос отдал свою человеческую жизнь для искупления послушных людей. Единократной жертвы Христа было достаточно. Христос был воскрешен из мертвых как бессмертная духовная личность. Царство во главе с Христом будет править землей, утверждая праведность и мир. Бог уничтожит настоящую систему вещей в битве Армагеддон. Нечестивые будут навсегда уничтожены. Люди, заслужившие одобрение Бога, получат вечную жизнь. К жизни ведет только один путь. Душа перестает существовать, когда человек умирает». [Свидетели Иеговы. Кто они? Во что они верят? Brooklyn, New York: 2000. С. 13].

Свидетели Иеговы не почитают Пресвятую Троицу, не признают сочинения отцов Церкви, совершенно игнорируют философию. Они отрицают различные уровни толкования Библии и с нескрываемой радостью комментируют ее, даже если сами совсем недавно стали её изучать. Их книги просто написаны, невелики по объему и немногочисленны.

Человеческие качества Свидетелей Иеговы

Свидетели Иеговы очень милые в общении люди. Они в высшей степени доброжелательны, покорно слушают слова критики, и никогда не надо с придыханием их подбирать, опасаясь, что на вас набросятся и жестоко покарают за непочтение к Слову Божию. Свидетели Иеговы обладают большой духовной силой.

Как мыслят Свидетели Иеговы

Как правило, люди, которым задали какой-либо вопрос, стараются найти решение путем размышлений. Свидетели Иеговы предпочитают все ответы искать в Библии. В этой стратегии кроется весьма интересная логика. Совокупность фундаментальных положений, составляющих логическое древо учения Свидетелей Иеговы, приводит к выводу: текст Библии, переведенный на язык, на котором ведётся разговор, представляет собой множество истинных суждений, имеющих единственное толкование. Задача человека, отвечающего на вопрос, – найти соответствующие стихи в Библии.

Построение логического древа любого учения, любой науки весьма сложно. В данной статье мы лишь перечислим фундаментальные положения учения Свидетелей Иеговы, дадим их формулировки, краткие характеристики и критику. Все они являются скрытыми оксиромами, т. е. криптами. А значит у них нет названий, и мы сами будем именовать их.

Крипты учения Свидетелей Иеговы

Крипта о правдивости Бога. Бог вещает людям только Истину.

Крипта о богодухновенности Библии. Вся Библия, написанная на языках оригинала, – Слово Бога.

Крипта о точности перевода. Совокупность всех переводов Библии на русский язык, которыми пользуются Свидетели Иеговы, совершенно точно передаёт её содержание на языках оригинала.

Библия переведена, частично или полностью, более чем на две тысячи языков мира. Нас интересуют, прежде всего, русские переводы. Выводы, которые мы сделаем, можно распространить и на все остальные языки.

Крипта о толковании Библии. В публикациях Свидетелей Иеговы толкование стихов Библии представляет собой Слово Бога.

Свидетели Иеговы считают, что текст Библии имеет прямой, а в некоторых стихах образно-символический смысл, причем, очевидно, где какой подразумевается. Они не допускают тайного толкования Библии.

Крипта о полноте Библии. В Библии, написанной на языках оригинала, содержатся ответы на все важнейшие вопросы о мире и человеке.

Совокупность приведенных крипт призвана считать истинным каждое суждение Библии, переведенной на русский язык.

Логическое древо учения Свидетелей Иеговы и его образ

Крипты учения Свидетелей Иеговы могут символизировать корни его логического древа, основополагающие выводы ‒ ствол, важнейшие положения ‒ ветви, относительно второстепенные мысли – листья. Разумеется, это очень упрощенный образ. Для построения более полной и потому более сложной картины необходимы дальнейшие исследования.

Логическое пространство учения Свидетелей Иеговы

Логическое пространство учения Свидетелей Иеговы весьма ограничено. В него не входят такие богатейшие Источники мудрости, как творения отцов Церкви, постановления Вселенских соборов, философские сочинения. Для Свидетелей авторитетными источниками, кроме Библии, являются несколько десятков книг небольшого объема, в которых излагается их учение, и множество тоненьких выпусков журналов «Сторожевая башня» и «Пробудитесь!». Это чрезвычайно мало по сравнению с Источниками мудрости, входящими в логические пространства таких религий, как Иудаизм, Буддизм, Индуизм, Христианство, Ислам. Справедливости ради надо сказать, что многие книги и статьи, написанные Свидетелями, представляют собой серьезное научное исследование.

Критика логических древ учений и теорий

Построив логическое древо какого-либо философского, религиозного учения или научной теории, можно подвергнуть его положительной критике: подчеркнуть не только слабые, но и сильные стороны логического древа и указать пути его совершенствования. Возможны, по крайней мере, два варианта критики:

1) показать неверность какой-либо одной оксиромы или нескольких, а значит искажения в логическом древе, и усомниться в истинности некоторых последующих выводов;

2) показать некоторые явно не верные выводы, а значит, усомниться в истинности какой-либо одной или нескольких оксиром и осознать искажения в логическом древе.

Оба варианта могут указать пути совершенствования какой-либо оксиромы и всего логического древа, а значит, соответствующего учения или теории.

Краткое изложение мировоззрения автора статьи

Если два человека, имеющие различное мировоззрение, построят логическое древо какого-либо учения или теории, то они, видимо, придут к одинаковым результатам, если не будут совершать логические ошибки. Однако критика этого учения или теории у каждого мыслителя будет различной. Поскольку мы не только сформулируем крипты учения Свидетелей Иеговы, но и дадим их критику, то важно показать, с каких мировоззренческих позиций мы будем критиковать это учение. Поэтому уместно кратко изложить наше мировоззрение. На него оказали существенное влияние идеи Каббалы, западных эзотерических учений, восточных религиозных учений, русских философов, Концепции общественной безопасности.

Бог – Творец Мира и его законов. Он – Вседержитель, управляющий Миром. Живые существа получают Свыше бесконечную способность совершенствования, начиная с низшей формы жизни ‒ с элементарной частицы. Они последовательно проходят дальнейшие ступени эволюции: атом, минерал, растение, животное, человек, ‒ испытывая на каждой ступени множество воплощений, исчерпав возможности развития в каждой форме. Дальнейшая эволюция проходит на более высоких, невидимых для обычного человека, планах Бытия, где живые существа достигают состояния Великих Духов. В зависимости от степени своего развития, они берут на себя ответственность за эволюцию планет, звездных систем, галактик. На вершине этой Иерархии Высших Существ находится Бог. Возможны линии эволюции, проходящие на невидимых для обычного человека планах Бытия, минуя человеческую форму жизни, например, у живых существ, управляющих природными процессами.

Человек способен познавать окружающий мир. Возможно познание чувственное – с помощью органов чувств, рациональное – посредством разума, интуитивное (мистическое) – непосредственное видение сущности. Каждое из этих видов познания обладает достоинствами и недостатками. Наиболее плодотворным является гармония рационального и интуитивного познания, при которой объединяются их достоинства и устраняются недостатки.

Человечество, как и отдельный человек, восходит на различные ступени своей эволюции. Оно является единым на высших планах Бытия, и его опекают Великие Духи. Однако в видимом мире, т. е. на планете Земля, в течение длительного времени человечество разделяется на большие группы людей, ведущие явные или тайные войны за всевозможные блага, прежде всего, материальные. Этому способствуют различные религии, философские системы, политические теории, культурные традиции, противоборство науки и религии. Однако тенденцией развития человечества является медленное, но неизбежное культурное, политическое, экономическое сближение стран и народов, единение религиозных, философских учений и научных теорий. Задача каждого человека – пройти собственную эволюцию, а также внести лепту в единение человечества на основе Богодержавия. В этом состоянии уйдут в прошлое эксплуатация человека человеком, хищническое отношение к Природе; все народы и люди будут жить в мире и счастье, в гармонии с Природой; религиозные, философские учения и научные теории объединятся в Единое Знание. Из этого состояния человечество перейдёт на другой, более высокий, невидимый для обычных людей план Бытия.

Теперь, после краткого изложения нашего мировоззрения, мы можем подвергнуть критике крипты учения Свидетелей Иеговы.

Критика крипты о толковании Библии в логическом пространстве Иудаизма

Эта крипта утверждает, что в публикациях Свидетелей Иеговы толкование стихов Библии представляет собой Слово Бога, иными словами, Свидетели с Божьей помощью верно понимают все стихи Библии. Некоторые они могут толковать символически, но в этом случае исключают их прямое понимание. Таким образом, по мнению Свидетелей Иеговы, любое суждение Библии имеет один единственный смысл.

Вообразим, что могут возразить против этой крипты иудейские мыслители. Они считают, что существуют, по крайней мере, четыре уровня толкования Торы (Тора ‒ Священная книга Иудаизма, Пятикнижие Моисея):

1) пешат – буквальное; ‏

2) ремез – намёк;

3) дераш – аллегорическое;

4) сод – тайное.

Можно привести примеры, поясняющие эти уровни толкования. В Торе, в книге «Берешит» («Бытие»), говорится: «И сказал Бог Авраму: „Уходи из страны твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в страну, которую я укажу тебе“». [Тора. Книга «Берешит», глава «Лех леха», 12 (1)]. Согласно буквальному толкованию, Бог действительно повелел Авраму покинуть родную страну и отправиться в другую. (После заключения завета с Богом этот великий праведник стал носить имя Авраам).

Аллегорическое проникновение в глубокий смысл Писания заключает в себе иные смыслы. Филон Александрийский (иудейский философ эпохи эллинизма, последняя четверть I в. до н. э. ‒ середина I в. н. э.) так раскрывает один из них: «… когда Писание сообщает, что Господь сказал Аврааму: „Оставь страну свою, семью и дом отца твоего“, скрытым смыслом этого сообщения является необходимость освобождения от тела, власти чувств, иллюзий и прельщений, порождаемых языком, для того, чтобы приблизиться к Единому Богу путем созерцания». [Религиозные традиции мира. В 2-х тт. Том 1. М.: КРОНПРЕСС, 1996. С. 512].

Пример ремеза даёт традиционное раввинское толкование, которое представляет 6 дней Творения как 6 000 лет, а День отдохновения ‒ как 7-е тысячелетие ‒ Мессианскую Эру:

2 000 лет от Адама до Авраама ‒ Бог был скрыт;

следующие 2 000 лет от израильских Патриархов до 1-го и 2-го Храмов в Иерусалиме ‒ Бог открылся;

следующие 2 000 лет ‒ ожидание еврейского Мессии, годы, уравновешенные Божественным укрывательством и Его открытием.

Ремез-намёк на это имеется в первом стихе Торы (читается справа налево):

.בְּרֵאשִׁית בָּרָא אֱלֹהִים אֵת הַשָּׁמַיִם וְאֵת הָאָרֶץ

В начале сотворил Бог небеса и землю.

Из этих семи древнееврейских слов у шести имеется буква א (алеф), но отсутствует у слова שָּׁמַיִם – небеса (הַ – определенный артикль, пишется слитно со словом). Буква א (алеф) намекает на два этимологических варианта: первый – אַלּוּף (алуф) – глава, начальник; второй – אֶלֶף (элеф) ‒ тысяча. Таким образом, получаются два представления – Бог и тысяча лет. Из шести слов первого стиха Торы, содержащих букву א(алеф), в первых двух она стоит на третьем месте в словах: בְּרֵאשִׁית (в начале) и בָּרָא (сотворил), что символизирует скрытого Бога в первые 2 000 лет. В двух следующих словах: אֱלֹהִים (Бог) и אֵת (предлог прямого дополнения) буква א (алеф) стоит на первом месте, что символизирует открытого Бога. В двух последних словах: וְאֵת (וְ ‒ союз и, пишется слитно со словом, אֵת ‒ предлог прямого дополнения) и הָאָרֶץ (אָרֶץ – земля, הָ – определённый артикль) буква א (алеф) стоит на втором месте в слове, и это символизирует баланс между скрытым и открытым Богом за последние 2 000 лет.

Четвёртое, тайное толкование Торы, ‒ Каббала – мистическое учение в Иудаизме. Одна из каббалистических операций называется Нотарикон. «Согласно Нотарикону, каждая буква слова может стать исходной буквой нового слова. Таким образом, из BRAShITh [берешит – в начале], первого слова книги Бытия, извлекается шесть слов, которые означают „вначале Элохим увидел, что Израиль должен принять Закон“». [Холл М. П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. С. 454].

С первым словом книги «Бытие» можно сотворить и другую каббалистическую операцию ‒ разделение букв. «Разделяя первое слово Библии „вначале“ – берешит, получаем два слова: Бере и шит, что значит: создал шесть, то есть шесть сил основных, которые действовали при мистическом творении мира в шесть дней». [Папюс. Каббала, или наука о Боге, Вселенной и Человеке. СПб.: Изд-во «Андреев и сыновья», 1992. С. 35.].

Ещё одной каббалистической операцией является Гематрия.

«Гематрия – это техника, работающая с числовыми эквивалентами всех букв алфавита. Каждое слово можно представить в виде суммы числовых эквивалентов букв, из которых оно состоит. Затем эта сумма магическим образом связывает данное слово с другим словом, буквы которого дают такую же сумму». [Пенник Н. Магические алфавиты. Изд-во «София», Киев: 1996. С. 37].

«Числовые эквиваленты букв разбиты на группы. Первые девять букв представляют числа от 1 до 9. Следующие девять имеют значения от 10 до 90; остальные четыре – от 100 до 400». [Пенник Н. Магические алфавиты. С. 37‒38].

«… существует сходство между словами, сумма чисел которых одинакова; это доказывается словами Ахад и Ахава, сумма чисел которых по-еврейски равняется 13, и которые означают: первое ‒ единение, а второе – любовь, предназначенную для восстановления разрушенного единства». [Папюс. Каббала, или наука о Боге, Вселенной и Человеке. С. 36].

Известный современный каббалист Михаэль Лайтман справедливо считает, что буквальное толкование текста Библии может быть глубоко ошибочным.

«Когда необходимо описать высший мир, неощущаемое пространство, каббалисты используют для описания слова нашего мира. Потому что в высшем мире нет названий. Но поскольку оттуда, как из корня ветви, нисходят силы, рождающие в нашем мире объекты и действия, то для отображения корней, объектов и сил высшего мира, применяются названия ветвей, их следствий, объектов и действий нашего мира. Такой язык называется „язык ветвей“. На нём написаны Пятикнижие, Пророки, Святые писания ‒ вся Библия и многие другие книги. Все они описывают высший мир, а не историю еврейского народа, как может показаться из буквального понимания текста». [Лайтман М. Книга Зоар. М.: НПФ «Древо Жизни». 2003. С. 7]. (Пятикнижие, Пророки и Писания – совокупность книг, составляющих иудейскую Библию. В Христианстве она называется Ветхим Заветом).

Итак, две совершенно разные точки зрения на толкование Священных книг: иудейских мыслителей и Свидетелей Иеговы.

Свидетели признают в основном один уровень толкования Библии – буквальный, в крайнем случае иногда допускают аллегорию, но полностью отрицают её тайный смысл. Они объясняют это тем, что у Бога нет никакой тайны от человека. У каббалистов иное мнение.

«Существуют причины засекречивания Торы:

1.    „Нет необходимости“

2.    „Невозможно“

3.    „Личная тайна Создателя“.

И нет ни одной мельчайшей детали в Кабале, на которую не было бы наложено одновременно эти три вида запретов». [Лайтман М. Кабала. Тайное еврейское учение. Новосибирск: ВО «Наука», 1993. С. 15].

И далее раскрывается смысл всех трёх причин.

«„Нет необходимости“: состоит в том, что нет никакой пользы от разглашения, разглашение возможно только в случае явной пользы обществу…». [Лайтман М. Кабала. Тайное еврейское учение. С. 15].

«„Невозможно“ – это запрет вследствие ограниченности языка, не способного передать тонкие духовные понятия…». [Лайтман М. Кабала. Тайное еврейское учение. С. 15].

«„Личная тайна Создателя“ – смысл запрета состоит в том, что тайны Торы раскрываются лишь верным и уважающим Его. И эта причина хранения тайн Торы от широкого круга людей самая важная. И многие шарлатаны использовали Кабалу в собственных интересах – в предсказаниях, составлении амулетов, заманивая этим простаков. Первоначальное сокрытие Кабалы было именно по этой причине, и потому приняли на себя истинные кабалисты жесткие обязанности по проверке учеников – и в этом причина, что и те единицы в каждом поколении, допускающиеся к Кабале, приводились к строжайшей присяге, запрещающей раскрыть даже ничтожную деталь, подпадающую под три вышеперечисленных запрета». [Лайтман М. Кабала. Тайное еврейское учение. С. 16].

Могут возразить, что мы говорили не об одном и том же духовном Источнике: цитаты Свидетелей Иеговы относились к христианской Библии, а иудейских мыслителей – к Пятикнижию ‒ её части. Однако в Иудаизме авторитетным является мнение о том, что различные уровни толкования имеются не только у Торы, но также у других Священных иудейских книг.

Тайные смыслы Священных книг

Приведённые рассуждения Михаэля Лайтмана у нас вызывают доверие. Однако необходимо пояснить, почему Священные книги заключают в себе тайные смыслы. Важнейшая причина состоит в том, что сокрытие тайн оберегает знания, позволяющие управлять могучими силами Природы, от недостойных людей, которые могут использовать их в корыстных целях в ущерб другим людям, Природе и даже себе. В древние времена в Египте, Индии, Китае, Греции и других странах сокровенные знания открывались только тем, кто был нравственно их достоин. Постепенно это великое правило ослаблялось, тайные знания становились достоянием людей безнравственных и помогали им укреплять свою власть в обществе. Эти недостойные разглашали сокровенные тайны уже не праведникам, а людям своего клана. Управлять могучими силами Природы научались люди, одержимые корыстными интересами.

В Средние века тайные знания шифровались под туманными магическими и алхимическими символами. Когда были разрушены древние и средневековые культуры, требование бережно хранить сокровенные знания было отвергнуто. Новое время открыло путь к познанию могучих сил Природы любому человеку, способному их освоить, независимо от его устремлений и нравственных достоинств. Результатом стало создание оружия массового уничтожения, загрязнение окружающей среды, появление индустрии тлетворных развлечений и многое подобное.

Критика крипты о точности перевода в логическом пространстве Иудаизма

Эта крипта утверждает, что совокупность всех переводов Библии на русский язык, которыми пользуются Свидетели Иеговы, совершенно точно передаёт её содержание на языках оригинала. Но возможно ли совершенно точно перевести книгу, имеющую несколько уровней толкования, в том числе тайный, на современные языки, которые не приспособлены для сокрытия тайн посредством каббалистических операций? Правда, есть данные о том, что буквы русского языка соответствуют определённым числам. [Плешанов А.Д. Русский алфавит – основа нумерологии. М.: Белые Альвы. 2011]. Но принимают ли это во внимание переводчики Библии? И более того, возможно ли так перевести древнееврейские тексты Библии на русский язык, чтобы сохранились все числовые закономерности? Проверим на примере слов Ахад (единение) и Ахава (любовь). Их сумма чисел по-еврейски, как мы помним, равна 13. Однако у русского слова единение сумма чисел равна 6 + 5 + 10 + 15 + 6 + 15 + 10 + 6 = 73, а у слова любовь ‒ 13 + 32 + 2 + 16 + 3 + 30 = 96. А возможно ли перевести тексты с древнееврейского на русский так, чтобы сохранились все тайные смыслы всех стихов, которые зашифрованы с помощью Нотарикона, Гематрии, разделения букв и других каббалистических операций, и все ремез-намеки? Ответ однозначен.

Поскольку Библия имеет несколько уровней толкования, её невозможно совершенно точно перевести на современные языки, т. е. не теряя её различные смыслы, и прежде всего, тайные.

Легенда из Талмуда повествует о том, что даже сам Моисей был далек от знания всех тайн Библии. «… будущий законодатель Моисей увидел Бога, приделывающего маленькие короны к буквам Торы. Изумленный и смущённый, Моисей спросил разъяснения. Тогда Бог сказал ему, что через много поколений на свет явится человек по имени Акиба бен Иосиф [иудейский философ, раввин, ок. 50 г. – 135 г.], который сможет выводить „груду законов“ из каждой буквы и каждого значка в Торе. Таким образом Моисею дано было понять, что написанный Закон, который он должен получить от Бога и передать народу, применим к любой исторической ситуации путём толкования каждой его буквы и даже детали каллиграфического орнамента.

Предание говорит, что Моисей пожелал увидеть этого человека, и желание его исполнилось. Повернувшись вокруг себя, Моисей очутился в ученом собрании, где Акиба и его ученики занимались толкованием Торы. Это происходило через тысячу лет после Моисея. Моисей сел в дальней части зала среди новичков и старался вникнуть в то, что говорилось, но он был совершенно сбит с толку». [Религиозные традиции мира. В 2-х тт. Том 1. С. 476].

А современные переводчики Библии постигли все её тайны? И они знакомы со всеми каббалистическими операциями и могут применять их?

Может возникнуть вопрос: а почему мы предпочитаем толкование Библии именно с позиции Иудаизма? Потому что среди религиозных учений, основанных на Библии, именно в Иудаизме признаются несколько уровней её толкования, включая тайный, и такое понимание нам кажется наиболее глубоким. Видимо, и религия древних славян была столь же возвышенной и в ней так же признавались различные уровни толкования Священных книг. Но, к великому сожалению, многие из них уничтожены.

Критика крипты о полноте Библии

Крипта о полноте Библии также сомнительна. Откровения Свыше нисходили пророкам тысячи лет назад, но с тех пор человечество значительно изменилось. Оно никогда не получит Свыше все ответы на важнейшие вопросы о мире и человеке, записанные в одной Священной книге, поскольку и мир, и человек развиваются, а познание ‒ бесконечно.

Критика вывода об исключительности религии Свидетелей Иеговы в логическом пространстве формальной логики

В предыдущих рассуждениях мы изложили первый вариант критики логического древа, рассматривая крипты. Сейчас пойдём по другому пути: будем подвергать сомнению некоторые выводы учения.

Свидетели Иеговы приходят к заключению, что их религия – единственно верная, а все остальные являются ложными. Например, проповедуется такая мысль: «…существует только одна истинная вера». [Свидетели Иеговы. Кто они? Во что они верят? Brooklyn, New York: 2000. С. 29]. Здесь под словом «вера» понимается вероучение. Свидетели стараются подтвердить вывод об исключительности своей религии, в частности, Посланием апостола Павла Ефесянам: «Один Господь, одна вера, одно крещение». [Ефес. 4: 5]. Цитируем далее: «Иисус не был согласен с распространенным сегодня мнением, что якобы многие пути, или религии, ведут к спасению. Напротив, он говорил: „Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их“. Свидетели Иеговы уверены, что нашли этот путь. Иначе они искали бы другую религию (Матфея 7: 14)». [Свидетели Иеговы. Кто они? Во что они верят? С. 29]. Существование ложных религий Свидетели стремятся подтвердить также стихами Библии, в частности, из Второго послания апостола Павла к Коринфянам: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою?». [2 Кор. 6: 14]. «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас; И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель». [2 Кор. 6: 17–18].

Такие слова, как «врата», «путь», «ярмо», «свет», «тьма», «нечистое» имеют многие значения, а не только «истинная религия» или «ложная религия». Поэтому формальная логика, требующая однозначных суждений, ни в одном из приведённых стихов не находит категорического признания ложности всех иных религий, кроме религии Свидетелей Иеговы.

Критика вывода об исключительности Библии в логическом пространстве формальной логики

Свидетели Иеговы, подбирая стихи из Библии, чтобы доказать истинность своей религии и ложность всех остальных, делают также вывод и об исключительности самой Библии.

«… Библия – это тот эталон, по которому нужно проверять свою религию». [Рассуждение с помощью Писаний. Изд-во WATCHTOWER BIBLE AND TRACT SOCIETY. Brooklyn, New York. 2008. С. 336].

Один из законов формальной логики – закон достаточного основания – требует с необходимой подробностью изучить предмет, прежде чем высказываться о нём. Кто имеет логическое право утверждать с той категоричностью, с какой сформулирован вывод об исключительности Библии? Лишь тот, кто досконально изучил все Священные книги, сравнил их и нашёл изъяны во всех, кроме Библии. Ни одна Церковь, ни одна религиозная организация, ни один научный коллектив не способны на столь грандиозное изучение. Свидетели Иеговы считают, что они имеют логическое право отвергать все Священные книги иных религий, не читая их даже в переводе, находя в Библии обоснование этому отвержению. С их точки зрения, достаточно понять несколько стихов Библии, чтобы сложилось представление обо всех Священных книгах. Таким образом, в логическом пространстве формальной логики вывод об исключительности Библии является вопиющим нарушением закона достаточного основания.

В 1931 году австрийский логик и математик Курт Гëдель сформулировал и доказал две теоремы о неполноте. Из второй теоремы следует, что непротиворечивость арифметики целых чисел нельзя доказать средствами этой арифметики, а можно доказать лишь с помощью более общей теории. Теорему Гëделя можно толковать и более широко, применительно к философским и религиозным учениям и даже к Священным книгам. В частности, нелогично обосновывать исключительность Библии, используя только стихи из Библии. Этот вывод можно отнести и к любой Священной книге.

Обратим внимание на то, что мы подвергли критике лишь логическое древо учения Свидетелей Иеговы, т. е. основания этого учения – то, как оно строится. Это вовсе не означает, что мы отрицаем все выводы этого учения. Напротив, мы считаем, что в нём заключено много мудрости.

Роль логического древа в рассуждениях

Чтобы показать, какую роль в рассуждениях играет логическое древо, зададимся, например, вопросом, имеет ли человек душу? В логическом пространстве учения Свидетелей Иеговы можно получить однозначный ответ. «В Библии говорится, что душа – это сам человек, а не то, что находится внутри него. Например, описывая сотворение Адама, Библия говорит: „И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою“ (Бытие 2: 7). Итак, у Адама не было души, он сам был душой». [Духи мертвых. Brooklyn, New York: 2000. С. 13]. Таким образом, Свидетели Иеговы приходят к выводу о том, что у человека нет души как самостоятельной сущности.

В логическом пространстве Православия рассуждения могут привести к совершенно иным представлениям о душе. Но прежде необходимо дать определения, что есть Священное Писание и Священное Предание.

«… догматы основаны не на рассудочных соображениях отдельных лиц, даже если это отцы и учители Церкви, а на учении Священного Писания и Священного Предания». [Протопресвитер М. Помазанский. Догматическое богословие. Фонд «Христианская жизнь». Клин: 2001. С. 8].

«Под именем Священного писания разумеются книги, написанные святыми пророками и Апостолами под воздействием Духа Святого и потому именуемые богодухновенными. Они разделяются на книги Ветхого Завета и книги Нового Завета». [Протопресвитер М. Помазанский. Догматическое богословие. С. 9].

«Предание ‒ общая форма сохранения и распространения Церковью Божественного Откровения». [Протоиерей О. Давыденков. Догматическое богословие. М.: изд-во ПСТГУ. 2013. С. 46].

«Первоначально Священное Предание существовало в форме устной апостольской проповеди, на основании которой и было создано Священное Писание. Священное Писание никогда не являлось единственной формой, в которой воплотилось богооткровенное учение; ему предшествовали, а затем наряду с ним существовали ещё по крайней мере две формы: правило веры (regula fidei) и богослужебно-литургическая практика Церкви (литургическое предание). Позднее появились другие формы, в которые облеклось Священное Предание. Из них наибольшее значение имеют Творения свв. отцов и учителей Церкви». [Протоиерей О. Давыденков. Догматическое богословие. С. 58].

Итак, фундаментальные положения и определения догматического богословия обосновывают логическое право и призывают обращаться к сочинениям отцов Церкви. А в этих Источниках душа признается самостоятельной сущностью.

«Древние отцы и учители Церкви, строго следуя Священному Писанию в учении о самостоятельности и самоценности души, разъясняли и раскрывали отличия души от тела…». [Протопресвитер М. Помазанский. Догматическое богословие. С. 106].

И далее. «Обращаясь к простому наблюдению, отцы Церкви указывают:

а) душе свойственно управлять телесными стремлениями, а телу – принимать управление (Афинагор и другие);

б) тело есть как бы орудие или инструмент художника, а душа – художник (Ириней, святитель Григорий Нисский, святитель Кирилл Иерусалимский и другие);

в) во время сна душа способна отрешаться от тела, как бы забывать о теле, продолжая работать, создавать образы, мечтать и мыслить (Тертуллиан)…». [Протопресвитер М. Помазанский. Догматическое богословие. С. 107].

В Законе Божием суть души раскрывается следующим образом: «И только о человѣкѣ сказано, что послѣ созданiя тѣла его изъ праха земного Господь Богъ „вдунулъ въ лицо его дыханiе жизни, и стал человѣк душою живою“ (Быт. 2, 7). Это „дыханiе жизни“ и есть высшее начало въ человѣкѣ, т. е. его д у х ъ, которымъ онъ безмѣрно возвышается надъ всѣми другими живыми существами. Потому, хотя душа человѣческая во многомъ сходна съ душою животныхъ, но въ высшей своей части она несравненно превосходитъ душу животныхъ, именно благодаря сочетанiю ея съ духомъ, который отъ Бога. Душа человѣка является какъ бы связующим звеном между тѣломъ и духомъ, представляя собою, какъ бы мостъ отъ тѣла къ духу». [Закон Божий. Составил протоиерей Серафим Слободской. Holy Trinity Monastery, Iordanville: 1987. С. 126].

Таким образом, православные мыслители и Свидетели Иеговы приходят к противоположным выводам о существовании души. Логическое древо учения Свидетелей Иеговы разрешает в процессе рассуждений руководствоваться только Библией, а логическое древо Православия призывает обращаться и к другим духовным Источникам, в частности, к сочинениям отцов Церкви.

Любопытно, что и православные мыслители, и Свидетели Иеговы, рассуждая о существовании души, «строго следуя Священному Писанию», приходят к противоположным выводам, приводя один и тот же стих Библии (Быт. 2: 7).

Движение мыслей человека

Мы видим, что люди, размышляя об одних и тех же проблемах, могут приходить к различным выводам, если признают истинными различные системы оксиром и связанные с ними определения, т. е. логические древа, и, следовательно, мыслят в различных логических пространствах.

В любом логическом древе имеется оксирома, которая направляет мысли человека именно к данному логическому древу – в соответствующее логическое пространство. Таким образом, движение мыслей человека можно изобразить следующим образом:

направляющая оксирома →  логическое древо →  логическое пространство

Направляющая оксирома устремляет мысли человека к оксиромам того логического древа, в состав которого она входит. Оксиромы логического древа определяют их движение внутри соответствующего логического пространства.

В логическом древе учения Свидетелей Иеговы направляющей является крипта о богодухновенности Библии.

Принцип относительной религиозной истины

Вывод об исключительности религии Свидетелей Иеговы следует отвергнуть. Ничего подобного не должно быть ни в одном религиозном учении. Ему следует противопоставить другое положение. Поскольку мы признаём его фундаментальную роль, то его можно назвать принципом относительной религиозной истины.

Принцип относительной религиозной истины. Каждое религиозное учение является относительной истиной, сочетанием высокого Божественного Откровения пророкам, великих идей праведных мыслителей и тех низменных искажений, которые внесли властолюбивые и алчные люди для господства над человечеством.

Преобразования религиозных учений

Описанный метод позволяет не только исследовать логические древа философских, религиозных учений и научных теорий, но и определять пути их совершенствования.

В данной статье мы лишь перечислили крипты простейшего логического древа, подвергли критике их и некоторые выводы, из них следующие. Статья «Логическое древо учения Свидетелей Иеговы» является продолжением данной. В ней построено наглядное изображение этого древа и показаны пути его совершенствования.

Метод логического древа находится в стадии разработки. Однако и на данном этапе наше исследование помогло сделать следующее предположение.

Логические древа религиозных учений необходимо преобразовывать таким образом, чтобы эти учения освобождались от искажений, и тогда они обретут способность взаимно обогащать друг друга.

25 декабря 2015 г.
Рыльцев Е. В., к.ф.н.


Благодарность

Пояснения к статье «Метод логического древа»

Выражаю сердечную благодарность соратникам из информационно-аналитической службы сайта, которые поместили мою статью. Хочу также поблагодарить моего соратника, Николая Павловича Кострова, за его ценную критику. Прочитав статью, он сначала сделал устные справедливые замечания, указал на то, на что я прежде не обращал внимания: особую важность имеет то мировоззрение, с позиции которого возможно применять методологию единения. Я принял в статье все устные предложения Николая Павловича. После другой, письменной критики, готов внести необходимые уточнения, а также сделать некоторые пояснения.

На мой взгляд, обогатиться идеями оппонента можно не только в том случае, когда найдëшь для них место в собственном логическом пространстве. Для такого обогащения также важно обладать способностью отказываться от некоторых оснований собственного мировоззрения ‒ тех, которые не прошли через горнило критики. И – что так же важно – иметь способность принимать, разумеется, не все, а только некоторые идеи из других учений – именно те, которые выдержали все атаки критики и способны гармонично соединиться с собственными идеями.

Если мыслящие люди будут принимать лишь те идеи из других учений, которые соответствуют их родному логическому пространству, не желая его преобразовывать, то никакое единение философских, религиозных учений и научных теорий не будет возможным. За тысячу лет раскола в Христианстве католические и православные мыслители ни на йоту не отказались от собственных убеждений и поэтому ни на йоту не продвинулись навстречу друг к другу. Если говорить о религиозных учениях, то необходим радикальный пересмотр их оснований.

Например, сильнейшей стороной Ислама и современного Христианства является вера в Единого Вседоброго, Всемогущего, Всезнающего Бога. Но она несовместима с представлениями в этих религиях о вечных муках. Однако трудноразрешимые богословские вопросы о загробной жизни логично решаются, если принять идеи Буддизма, Индуизма и Каббалы о перевоплощении душ и карме. Буддистам, в свою очередь, следует признать существование Бога-Творца. Примеров подобной возможной гармонии найдëтся немало. Процесс единения религиозных учений будет очень длительным, вероятно, займëт сотни лет.

Без сомнения, Николай Павлович прав в том, что мировоззрение Концепции общественной безопасности может стать основой для построения широкого логического пространства, в котором бы соединялись многие учения и теории. Но мировоззрение Концепции общественной безопасности – не единственное, вокруг которого могут объединяться учения и теории. Таких «центров кристаллизации» немало. Среди религиозных учений это Каббала, Суфизм (эзотерическое направление в Исламе), философские системы Индуизма и Даосизма, учения русских религиозных мыслителей и другие.

Подобным центром единения станет и современная наука, когда она откажется от одного из своих оснований ‒ рационализма – учения о том, что единственным достоверным источником познания является разум. Ученым необходимо признать, что современная наука несправедливо игнорирует мистический путь познания. Дорогу к истине могут освещать и свет разума, и лучезарное сияние Откровения. Все центры единения учений и теорий, гармонично переплетаясь между собой, приведут человечество к Единому Знанию.

И, наконец, последнее, что хотелось прояснить: на какой основе принимать идеи оппонента ‒ на основе здравого смысла, или ощущения «правильности», или «веских аргументов». В начале статьи я писал о возможных направлениях симфоники. Принимать некоторые идеи оппонентов можно под влиянием их веских аргументов. Они, в свою очередь, тоже могут оказаться в поле подобного влияния. Совокупность понятий, принципов, методов такого сочетания разумно назвать внешней симфоникой. Веские аргументы, которые мыслящий человек нашëл в собственном сознании, способны и без оппонентов производить радикальные изменения в его мировоззрении: он может отрекаться от некоторых собственных неверных идей и принимать некоторые идеи, которые прежде казались чуждыми. Методологией таких метаморфоз может стать внутренняя симфоника. Эти два направления будут развиваться на основе рационального познания. Третье направление симфоники может представлять собой синтез рационального и мистического познания. Оно призвано способствовать развитию такого миропонимания и мироощущения, при котором ощущение «правильности» действительно будет приближать к истине. Оно, видимо, будет включать в себя всевозможные медитативные практики.

Итак, ещë раз благодарю соратников за публикацию статьи и еë критику, благодаря которой я многое понял. Надеюсь, что мне удалось кое-что в изложении своих идей уточнить и пояснить читателям. Всякую критику я приму с благодарностью.

Эти строки пишу в тяжелом душевном состоянии. В день Рождества Христова закончил свой земной путь великий русский философ Даниил Валентинович Пивоваров. Мудростью и обаянием он вдохновил множество людей. Десятки учеников благодаря Даниилу Валентиновичу обрели свой путь в философии. Он был и моим научным руководителем. Мы оба внесли свою лепту в построение симфоники. С глубочайшей благодарностью вспоминаю своего Учителя. После каждой встречи с ним я возвращался домой окрылëнным. Ни один человек, который находился под обаянием его личности, никогда его не забудет.

Вечная память о нëм и вечная ему благодарность.

Рыльцев Е.В.

Вставка от 19.01.2016г.


Поиск по сайту