Внимание посетителей сайта

Сайт kpe.ru является самостоятельным образовательным ресурсом поддержки Концепции общественной безопасности, и не связан с какой-либо общественной организацией

Контактная информация

   mera@kpe.ru

Концепция Общественной Безопасности
Текущие теоретические и аналитические работы ВП СССР смотрите на сайте

Подписка на рассылку

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы всегда быть в курсе обновлений информации на сайте.

рассылки subscribe.ru
страница рассылки

Главная События и мнения Оценка составляющих жизни общества Мировоззрение / Наука / Образование Политика по укреплению традиционных ценностей. Анализ законодательных документов

Политика по укреплению традиционных ценностей. Анализ законодательных документов

Просмотров: 10077

 E-mail

Сегодня с тревогой следует отметить, что молодёжь в значительной массе своей приобретает личностные качества, не отвечающие исконным ценностным ориентирам русского народа. В обществе всё больше и больше процветают индивидуализм взамен коллективизму, стремление к личному успеху, к обогащению, к потребительству, превалирование материального над духовным, личных интересов над общественными, над интересами Отечества.

Эти разрушительные тенденции в жизни общества проявились не "сегодня" и даже не "вчера" – в материалах Концепции общественной безопасности причина их возникновения и рецепты преодоления рассмотрены достаточно подробно. В утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» эти негативные общественные явления названы угрозой, а сохранение традиционных ценностей данной Стратегией определено, как приоритет.

В условиях начала Специальной военной операции (СВО) на Донбассе и Луганщине, эти явления в российском обществе обострились, разделив взрослое население страны на тех, кто за СВО тех, кто резко против неё и безразличных. Хотя вторых и третьих можно объединить.

Первые активно включились в происходящие события. Они всячески помогают и поддерживают, уходят добровольцами. Вторые, либо "выражают озабоченность" «вторжением» на кухнях, либо открыто выступают и попадают к правоохранителям, либо отбыли за пределы России и оттуда "вещают своё недовольство". Основная часть, как среди первых, так и среди вторых – это молодёжь.

Инициативная группа из Томской региональной общественной организации «ЕДИНЕНИЕ» уже несколько лет занимается анализом законодательных документов с целью изучения причин происходящего и поиском связи происходящего с качеством разработки руководящих документов в сфере молодёжной политики.

С этой же целью нами рассмотрены «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», утверждённые Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. N 809.

Предлагаем посетителям сайта изучить, подготовленную на базе вышеназванного Указа Президента аналитическую работу и отреагировать удобным для вас образом. Комментарии с предварительным анализом конкретного пункта документа или раздела полностью приводятся под комментируемым фрагментом текста курсивом и в [скобках].

 

Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. N 809
"Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"

В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" постановляю:

1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации

В. Путин

Москва, Кремль
9 ноября 2022 года
N 809

УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента
Российской Федерации
от 9 ноября 2022 г. N 809

Аналитический разбор текста
Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Основы
государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей

I. Общие положения

1. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющим систему целей, задач и инструментов стратегического национального приоритета "Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти" в части, касающейся защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее также - традиционные реализации ценности).

2. Нормативно-правовую базу настоящих Основ составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации.

3. Настоящие Основы конкретизируют отдельные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, Основ государственной культурной политики, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

4. Традиционные ценности - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.

5. К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

[Из п.4 следует, что традиционные ценности (они же - нравственные ориентиры) формируют мировоззрение граждан России.Предлагаем рассмотреть вопрос – действительно ли все предлагаемые в п.5 традиционные ценности можно отнести к ценностям, формирующим мировоззрение человека (отдельного человека, ибо коллективного мировоззрения не существует), не забывая, что Мировоззре́ние — система взглядов, оценок и образных представлений о мире и месте в нём человека, общее отношение человека к окружающей действительности и самому себе...? Рассмотрим некоторые «традиционные» ценностииз предложенных в п.5:

«ЖИЗНЬ». «Жизнь (лат. vita) — основное понятие биологии — активная форма существования материи, которая в обязательном порядке содержит в себе все "свойства живого"; совокупность физических и химических процессов, протекающих в организме, позволяющих осуществлять обмен веществ и его деление. Приспосабливаясь к окружающей среде, живая клетка формирует всё многообразие живых организмов. Основной атрибут живой материи — генетическая информация, используемая для репликации» − определение жизни близкое к научному.

Жизнь в социологическом аспекте рассмотрения, как «бытие отдельного человека», так и «бытие всего общества», имеет одновременно и положительные, и ярко выраженные отрицательные черты и не может, в силу необъятности взгляда на неё, быть традиционной ценностью в деле формирования мировоззрения человека. А вот мировоззрение влиять на жизнь (на бытие отдельного человека и общества в целом) вполне способно, включая и установку на создание условий её сохранения, во всех её проявлениях, не угрожающих самому человеку и окружающей среде.

То же можно сказать и о перечисленных в п.5 «традиционных» ценностях, таких как достоинство, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным. Все они есть следствие мировоззрения, а не источники его формирования. Если не будет у человека правильного (необходимого нашему обществу) мировоззрения, то не будет и так нужных обществу выше названных качеств (выделенных выше жирным шрифтом), формирующихся на действительно традиционных ценностях русского народа, которые должны быть названы в п.5 своими именами и без утайки.

К настоящим традиционным ценностям нашего многонационального народа России следует отнести такие основные личностные качества человека, как:Честность и Совестливость, дружба и бережное отношение к природе, любовь к Родине, стремление к знаниям, трудолюбие и смелость, трезвость и бескорыстие, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, милосердие, почитание старших, забота о младших и презрение к алчности, к трусости и к зависти, к мужеложству и педофилии, к хамству и к пьянству, к подхалимажу и к угодничеству, к шантажу и к эгоизму,к жестокости и ко лжи, к хвастовству и к заносчивости, к мошенничеству и к насмешке над человеком, обделённом физическим или психическим здоровьем и пр.

Именно на этих личностных качествах человека (традиционных ценностях – высоконравственных идеалах), прививаемых детям в России с самого раннего детства (до семи, крайний предел – до 12 лет) на уровне подсознания, держится твердь Русского мира, гражданская идентичность и единство культурного пространства страны, укрепляется гражданское единство - сплочённость, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. Именно отсюда рождаются и патриотизм, и гражданственность, и справедливость, и крепкая семья, и историческая память, и преемственность поколений.Единство народов России именно отсюда, а не наоборот!

И именно поэтому наши идеологические противники свои усилия по разрушению основ нашего общества обращают на наших детей и молодёжь, как на наиболее податливую аудиторию, с детства погружённую в идеологический вакуум (к сожалению, с согласия государства). А вакуум, как известно долго пустым быть не может (отказался от своей идеологии и своих ценностей – получи идеологию чуждую нам и чуждые нам ценности). Ценности, не имеющие конкретики при рассмотрении их в условиях сокрытия их идеологического и нравственного содержания, перестают быть ценностями. Этим и пользуются наши идеологические противники, так называемые «заклятые партнёры». Со старшим поколением заниматься этим малоэффективно, ибо оно получило худо-бедно устойчивый мировоззренческий стержень ещё в эпоху, когда идеологической и воспитательной работе с молодёжью уделялось более серьёзное внимание, а с молодёжью? – в самый раз.]

6. Христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан. Особая роль в становлении и укреплении традиционных ценностей принадлежит православию.

7. Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России, обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны, осуществлять сбережение народа России и развитие человеческого потенциала.

8. Осмысление социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные ценности и накопленный культурно-исторический опыт позволяет народу России своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность.

[Необходима поправка в п.8 – не «позволяет народу», а «должно помогать народу», ибо с этим (с осмыслением процессов и явлений, в том числе и на управленческом уровне) есть определённые проблемы, которые, среди прочих, вызвали необходимость появления этого документа стратегической важности].

9. Государственная политика Российской Федерации по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее − государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей) представляет собой совокупность скоординированных мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и иными органами публичной власти при участии институтов гражданского общества для противодействия социокультурным угрозам национальной безопасности Российской Федерации в части, касающейся защиты традиционных ценностей.

[Здесь необходимо возразить. Совокупность скоординированных мер, осуществляемая государственными служащими по указанию сверху, не может называться политикой, - это всего лишь проявления той или иной политики.

«Государственная политика» есть совокупность устремлений государственной власти, преобразующихся по её воле в действия субъектов общества, осуществляемые ими в русле государственной идеологии соответствующей Концепции, и направленные на достижение её целей с соблюдением её ценностных ориентиров.

Сам собой напрашивается вопрос – а у нас есть «Государственная Концепциясохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей?» Если её нет, то нет и государственной идеологии этой Концепции, нет чёткого целеполагания (в нём возможны ошибки, что подтверждается при рассмотрении п.5 «Основ…»), и, следовательно, нет и не может быть эффективно работающей государственной политики, ибо совокупность устремлений государственной власти в настоящий момент носит черты неопределённости.

Возможно, Концепция зрела, да не дозрела у людей, получивших поручение её сформировать, государственная идеология не сложилась, тем более, когда в сознание стучится мысль о противозаконности такого деяния (см. Конституцию РФ ст.13) и… как бы чего не вышло!? Но от красивого словосочетания «государственная политика», как комплекс скоординированных мер, отказаться было, видимо, просто невозможно.

П.3 Общих положений данного стратегического документа говорит, что настоящие Основы конкретизируют отдельные положения отдельных государственных Стратегий и Основ отдельных государственных Политик, а это чревато тем, что «У семи нянек Дитя без сглазу» и отвечать за сохранениеи укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей в масштабах всей России будут одновременно назначены все, а конкретно отвечать за погубленное или недобросовестное исполненное дело не будет никто. Будут ссылки на разработчиков недееспособных государственных программ, на возможные промахи их исполнителей и всё упрётся в рядовых воспитателей детских садов и педагогов образовательных школ, которые возопят, что они не виноваты, ибо они всё делали по инструкции. Закончится тем, что разработчики всех уровней примутся с интервалом в шесть лет вносить корректировки в существующие программы, планы мероприятий и инструкции].

10. Государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей реализуется в области образования и воспитания, работы с молодежью, культуры, науки, межнациональных и межрелигиозных отношений, средств массовой информации и массовых коммуникаций, международного сотрудничества. В реализации такой государственной политики участвуют федеральные органы исполнительной власти, ведающие вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, общественной безопасности, и иные органы публичной власти в пределах своих полномочий.

[В какой области и кто участвует в реализации государственной политики? Здесь (в п.10) обозначилась попытка это указать. А кто будет координировать действия всех этих субъектов в указанном направлении и кто это направление укажет? Чем будут объединены действия всех участников процесса?

Сохранением и укреплением традиционных российских духовно-нравственных ценностей будут заниматься сотни тысяч субъектов общества одновременно, включая и тех, кто здесь не перечислен, не имея ориентира на единую идеологию протекающего в обществе процесса, опираясь только на данные Основы и документацию, разработанную с её помощью. А это уже заявка на то, что данные Основы якобы берут на себя роль КОНЦЕПЦИИ и идеологии этого процесса, хотя идеологии здесь не прослеживается, а ценностным ориентирам этой «Концепции», приведённым в п.5 Общих положений, мы уже дали предварительную (увы, неудовлетворительную) оценку, ибо в основу поставлены не действительно настоящие традиционные ценности, а их следствия, что предполагает заведомую недееспособность такой «концепции».]

II. Оценка ситуации, основные угрозы и риски для традиционных ценностей, сценарии развития ситуации.

[Оценка ситуации, определение основных угроз и рисков для традиционных ценностей представляют собой (должны представлять) аналитический взгляд на имеющиеся проблемы.От качества и полноты этого аналитического взгляда будет зависеть качество и глубина сделанных выводов, положенных в основу будущих принимаемых управленческих решений по устранению выявленных во время анализа проблем].

11. Усилия, предпринимаемые Российской Федерацией для развития духовного потенциала ее народа, способствуют повышению сплоченности российского общества, осознанию гражданами необходимости сохранения и укрепления традиционных ценностей в условиях глобального цивилизационного и ценностного кризиса, ведущего к утрате человечеством традиционных духовно-нравственных ориентиров и моральных принципов.

[Здесь следует сделать поправку после слова «народа» – направлены, но пока ещё недостаточно способствуют…. Это будет более соответствовать ситуации на момент формирования этого стратегического документа. В развитие этого замечания следует сказать, что усилий этих, видимо, не достаточно или они требуют корректировки их направленности].

12. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации ситуация в России и в мире оценивается как требующая принятия неотложных мер по защите традиционных ценностей.

[Не совсем точная формулировка направленности неотложных мер. Требуется защищать не столько сами наши традиционные ценности, сколько граждан России от вымывания из них (из их души) наших ценностей и от проникновения в их души ценностей, чуждых нашему народу. В основе такой оценки лежит тревога за разрушение единства Русского народа и его менталитета – вот основная причина нашего беспокойства, а наши традиционные ценности (см. п.5 Общих положений в части поправок), умело привитые нашим людям глубоко на подсознательном уровне с самого детства – это та самая СКРЕПА на которой это единство держится. Поэтому вопрос стоит ребром – либо мы сумеем сформировать (сконструировать) эту СКРЕПУ, либо нет? Если это нам удастся, то чуждые нам ценности перестанут представлять угрозу нашему обществу и будут просто игнорироваться нашими людьми, а оружие, с помощью которого наши противники пытались и продолжают пытаться достичь своей цели, станет не эффективным и бесполезным. Далее нам предстоит найти оружие, с помощью которого мы сможем это осуществить].

13. Угрозу традиционным ценностям представляют деятельность экстремистских и террористических организаций, отдельных средств массовой информации и массовых коммуникаций, действия Соединенных Штатов Америки и других недружественных иностранных государств, ряда транснациональных корпораций и иностранных некоммерческих организаций, а также деятельность некоторых организаций и лиц на территории России.

[п.13 следует продолжить словами – Деятельность этих субъектов общества опирается на чуждые нашему народу идеологии (это их оружие) и их ценности (как составной элемент этого оружия), а помогает этой деятельности на территории России бездеятельность или малоэффективная деятельность отдельных СМИ и не правильно организованная деятельность института семьи, общественных и государственных структур, ответственных за воспитание в гражданах России высокой морали и нравственности по причине отсутствия в стране чётко выраженной государственной идеологии. Это дополнение в текст п.13 помогает выявить общую причину существования и разрастания в России всех выше перечисленных угроз и, в некоторой степени, является одним из выводов проводимого здесь анализа].

14. Идеологическое и психологическое воздействие на граждан ведет к насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей (далее − деструктивная идеология), включая культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности, созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и культуру, разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений.

[Верно осуществлённое распознавание вида оружия, применяемого против нас, позволит нам правильно осуществить выбор своего оружия для противодействия противоборствующей нам стороне. Однако, что делать, если достойного оружия для противоборства с вооружением противника у нас в нужный момент нет? Над этим следует серьёзно задуматься].

15. Деструктивное идеологическое воздействие на граждан России становится угрозой для демографической ситуации в стране.

[Очень узкий и зашоренный взгляд на угрозу нашей стране!

Угроза демографической ситуации в России есть всего лишь малая толика из полного списка угроз со стороны навязываемых обществу деструктивных идеологий. В этом списке должны быть практически все сферы общественной жизнедеятельности, ибо в каждой из них живут и работают наши люди – носители тех самых СКРЕП, планомерно разрушаемых деструктивными идеологиями, и этот факт, безусловно, влияет на результат работы каждого человека в своём секторе производства, а статистика, при грамотном использовании её методик, способна выявить уровень вреда, наносимого обществу в отдельных сферах жизнедеятельности ив целом].

16. Деятельность публично-правовых образований, организаций и лиц, способствующая распространению деструктивной идеологии, представляет объективную угрозу национальным интересам Российской Федерации.

[Конечно, представляет. Однако в ходе анализа следует различать виды такой деятельности и самих субъектов, способствующих распространению деструктивной идеологии. Это позволит осуществить правильный анализ и сделать правильные выводы из него.

Есть деятельность по распространению деструктивной идеологии, осуществляемая из вне, а есть - осуществляемая с территории России: инагентами и благонамеренными идиотами. К благонамеренным идиотам можно отнести всех субъектов общества, осуществляющих распространение деструктивной идеологии, будучи самим поражёнными в той или иной мере той самой деструктивной идеологией в силу продолжительности её влияния на народ и на общественные институты в нашей стране и неэффективности работы государственных структур, обязанных своевременно пресекать подобную деятельность. Методы и формы борьбы с ними могут быть разными, но главное универсальное оружие, способное помочьнам профилактировать и ликвидировать последствия этой деструктивной деятельности, мы должны изготовить сами – это своя государственная идеология].

17. Распространение деструктивной идеологии влечет за собой следующие риски:

а) создание условий для саморазрушения общества, ослабление семейных, дружеских и иных социальных связей;

б) усиление социокультурного расслоения общества, снижение роли социального партнерства, обесценивание идей созидательного труда и взаимопомощи;

в) причинение вреда нравственному здоровью людей, навязывание представлений, предполагающих отрицание человеческого достоинства и ценности человеческой жизни;

г) внедрение антиобщественных стереотипов поведения, распространение аморального образа жизни, вседозволенности и насилия, рост употребления алкоголя и наркотиков;

д) формирование общества, пренебрегающего духовно-нравственными ценностями;

е) искажение исторической правды, разрушение исторической памяти;

ж) отрицание российской самобытности, ослабление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа России, создание условий для межнациональных и межрелигиозных конфликтов;

з) подрыв доверия к институтам государства, дискредитация идеи служения Отечеству, формирование негативного отношения к воинской службе и государственной службе в целом.

[В теле п.17 до двоеточия следует отметить, что речь идёт не столько о рисках, сколь о свершившемся факте, ибо всё, что говорится в расшифровке от а) до з), уже реально происходит в нашем обществе и грозит обвальными скоростями завершиться, если мы не примем срочных адекватных вызову времени мер.

Формулировка п.17 с этим уточнением более соответствует реальному состоянию анализируемой ситуации в обществе, ибо отражает его более правдиво, а ПРАВДА – наиболее сильный элемент искомого нами оружия против любой деструктивной идеологии Запада. На этом анализ ситуации и поиск угроз и рисков, как ни странно, заканчиваются.

Что далее – выводы?].

18. В целях сохранения и укрепления традиционных ценностей, пресечения распространения деструктивной идеологии реформы [выделено жирным шрифтом авторами анализа «Основ…»] в области образования и воспитания, культуры, науки, средств массовой информации и массовых коммуникаций должны проводиться с учетом исторических традиций и накопленного российским обществом опыта при условии проведения широкого общественного обсуждения.

[п.18 представлен, как вывод в виде рекомендации или настойчивого указания – осуществлять реформы в различных сферах жизнедеятельности общества с учётом …традиций, … опыта, …общественного обсуждения и являет собой результат недостаточностипроведённого анализа ситуации, обусловленной либо не высокой компетенцией в вопросах управления социальными процессами, либо не согласованностью действий его составителей, либо и тем, и другим вместе взятым. Обсуждение этой темы ведётся в обществе уже три десятилетия, опыт и традиции никто не скидывает со счетов. Чиновники от культуры, образования, включая воспитание, от науки и СМИ действуют в соответствии с инструкциями и существующим законодательством. НЕ РАБОТАЕТ! Результаты неудовлетворительные (!??).

Будем наступать на те же грабли, продолжая писать (плодя) новые законы и инструкции, попутно корректируя старые, не оправдавшие себя, симулируя общественное обсуждение в карманных общественных советах при каждом высоком руководителе? Именно это(в умолчаниях) рекомендует к исполнению п.18 данного стратегического документа.

Вывод этот следует признать и поспешным, и неправильным!].

19. Решение проблем в области сохранения и укрепления традиционных ценностей должно осуществляться по следующим основным направлениям:

а) корректировка документов стратегического планирования в целях более эффективного решения задач по сохранению и укреплению традиционных ценностей, определения ориентиров для выбора целей и наиболее эффективных механизмов обеспечения национальных интересов в данной области;

[Пока нет чётко сформированной Концепции управления реализацией задуманного и чётко сформулированного целеполагания, корректировка законодательных актов, руководящих документов и прочих, является преждевременным шагом].

б) обеспечение межведомственной координации деятельности по защите традиционных ценностей;

[В условиях отсутствия собственной государственной идеологии, опирающейся на наши традиционные ценности (см. п.5 Общих положений) борьба с деструктивной идеологией Запада путём организации межведомственной координации действий по большому счётубесполезна. Какая координация без идеологии?].

в) совершенствование системы государственной поддержки проектов в области культуры и образования с учетом целей государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей;

[В условиях отсутствия собственной государственной идеологии, опирающейся на наши традиционные ценности (см. п.5 Общих положений), проекты в области культуры и образования могут (что уже не однократно подтверждалось практикой жизни) привести к«совершенствованию»неоправданной траты бюджетных средств при отсутствии уверенности в получении ожидаемого обществом результата].

г) развитие и совершенствование форм и методов противодействия рискам, связанным с распространением деструктивной идеологии в информационном пространстве;

[В условиях отсутствия собственной государственной идеологии, опирающейся на наши традиционные ценности, борьба с деструктивной идеологией Запада в информационном пространстве не возможна тем более…. Разве что, попытаться отключить интернет и телевидение?].

д) совершенствование форм и методов воспитания и образования детей и молодежи в соответствии с целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей;

[Любое воспитание отталкивается от идеологии воспитания. Воспитание и образование молодёжи в масштабах государства должны опираться на единую государственную идеологию, в рамках которой действия всех педагогов страны должны быть согласованы. Именно в этом состоит функция государственной идеологии, и не только в сфере воспитания, но и в управлении любыми процессами общественной значимости!].

е) повышение эффективности деятельности научных, образовательных, просветительских организаций и организаций культуры по защите исторической правды, сохранению исторической памяти, противодействию фальсификации истории;

[В условиях, когда за много лет так и не сформирован единый учебник истории для общеобразовательных учебных заведений, когда мы продолжаем способствование существованию в науке разных исторических школ в одной стране, трактующих историю каждая по-своему, в том числе и с учётом конъектурных интересов управляющих «элит», игнорируя истину, эффективность деятельности выше перечисленных организаций не возможна].

ж) совершенствование деятельности правоохранительных органов по профилактике и пресечению противоправных действий, направленных на распространение деструктивной идеологии.

[Чтобы пресекать и запретить распространять деструктивные идеологии, надо вооружить органы, борющиеся за это, другой, а именно конструктивной, идеологией, исходящей от государства, т.е. государственной идеологией.

Дети и молодёжь, искалеченные ранее попавшей им в мозг (свято место пусто не бывает, как говорят в народе) деструктивной идеологией (ситуация в обществе к этому располагала и всё ещё продолжает располагать) не могут не распространять её дальше в общении между собой индивидуально и коллективно, не могут не влиять на младших, не могут сверить свои идеологические установки с правильными, основанными на высокой нравственности и духовности, ибо в обществе есть установка на допустимость многообразия идеологий и запрет на единую государственную, тем более, обязательную для всех (ст. 13 Конституции РФ). Политика и идеология на законодательном уровне вытеснены из учебных заведений всех уровней (педагоги не имеют право влиять на политические воззрения воспитанников), а вместе с ними вытеснена и идеология воспитательной деятельности (оставлена лишь её видимость).

Осмелившийся возразить, пусть объяснит, каким образом возникли условия, потребовавшие разработку этих Основ…?]

20. В дальнейшем ситуация может развиваться по позитивному либо негативному сценарию.

[Развитие по позитивному сценарию возможно лишь в случае, если Россия (её государственность) сумеет однозначно перехватить управление процессом воспитания своих детей, а если выразиться точнее, то процессом гражданского становления молодёжи].

21. Позитивный сценарий будет реализован при условии системного и последовательного проведения государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей. Данный сценарий предполагает усиление защищенности российского общества от угроз и рисков для традиционных ценностей. Он ориентирован на формирование высоконравственной личности, воспитанной в духе уважения к традиционным ценностям, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Отечества. Позитивный сценарий предполагает постепенное преодоление существующих проблем, поиск ответов на новые вызовы исходя из традиционных ценностных ориентиров.

[Для системного и последовательного проведения государственной политики нужна государственная идеология этой политики в русле концепции, отражающей систему определённых её целеполаганием взглядов. Хромающая концепция родит хромающую политику, результат которой предрешён: «хотели, как лучше, а получили – как всегда»… А пока в нашей стране проводится чужая концепция, опирающаяся на постулат древних: «Хочешь победить врага – воспитай его детей!». Мы «надуваем щёки», призывая молодёжь к патриотизму, полагая, что управление осуществляется нами, а в действительности далеко не всё идёт по нашему плану, что подтверждает вмешательство в процесс воспитания детей и молодёжи посторонних сил. Перехват управления нами до сих пор не осуществлён и это заставляет усомниться в патриотизме и профессионализме многих управленцев, допускающих снижение уровня доверия населения к властным структурам, обусловленного топтанием общества на месте (в рассматриваемом аспекте) на протяжении уже длительного периода в современной истории России].

22. Негативный сценарий может быть реализован в случае отсутствия противодействия распространению деструктивной идеологии.

[Один из немногих пунктов данного документа, не требующий возражений. Кстати, надо отметить, что негативный сценарий уже действует и не одно десятилетие, ибо если мы не занимаемся политикой, то это не значит, что политика не занимается нами. А деструктивная идеология, проникшая в наше общество, – это часть (следствие) политики, проводимой чужими дядями и тётями из-за рубежа на нашей территории, политики, которую мы позволили себе многие годы умышленно не замечать. А может не умышленно, а в связи с недопониманием основ управления обществом и, посути дела,осуществлением управления в условияхнеисправности рулевого механизма? Но простым людям это непонимание можно простить, хотя нам (всем соотечественникам) пора уже перестать быть обывателямиии стать достойными гражданами Отечества, а управленцам не понимать это недозволительно!)

Общий вывод по разделу II «Основ…» - Данный официальный анализ ситуации, поиск причин беспрепятственного хождения деструктивных идеологий в нашей стране и угроз, представляемых ею, пока не блещет глубиной проникновения в ту самую ситуацию.

Проведённый составителями «Основ…» анализ ситуации и угроз определил, что наши СКРЕПЫ, цементирующие общество, в основе которых лежат наши традиционные ценности, разрушаются под действием деструктивной идеологии Запада и, потому, у нас нет иного пути к победе и сохранению единства народа России, как разрушить эту деструктивную идеологию – настоящее оружие в руках Запада (рычаг управления), которым он пользуется уже давно и очень искусно.

Наш Президент в одной из своих речей высказал очень правильную мысль. Её смысл в том, что никакую идеологию нельзя победить запретом. Её можно победить, только представив обществу свою иную идеологию, убедительно доказывающую ничтожность предыдущей, разбивающий её постулаты в пух и прах. Это вполне совпадает с научным подходом к управлению – Идеология, есть рычаг управления обществом, один из мощнейших рычагов управления, наряду с экономическим, силовым и другими. В условиях гибридной войны, развязанной против России Западом, абсолютно все рычаги управления, которые просто обязаны быть сосредоточенны в руках государства, являются оружием.

Нам следует создать своё оружие - государственную идеологию и научиться ею пользоваться (как и любым другим оружием)! Отказ от управления одним или несколькими из рычагов управления обществом можно расценивать двояко:

1.    как скудоумие управленца, не понимающего сути основ управления - того, за что он взялся:

2.    как осознанное устранение управленца от добросовестного выполнения своих функций в конкретном сегменте его профессиональной деятельности.

В первом случае, управленец не соответствует занимаемой должности и подлежит устранению из власти за некомпетентность и нежелание (или неспособность) учиться.

Во втором случае, действия управленца надо квалифицировать, как саботаж (в простонародье – вредительство) и даже измена Родине (в зависимости от наступивших или предполагаемых последствий), ибо он находится на Государственной службе. Здесь должен вступить в силу Закон, а именно Уголовный или Административный Кодекс.

Если грамотно управлять мешает Закон или инструкция (такое, к сожалению, в реальной жизни случается), от управленца должен поступить запрос по вертикали власти на обсуждение и пересмотр мешающего работе Закона (вплоть до Основного), инструкции или иного руководящего документа. Если запрос о пересмотре руководящего документа не подавался, это следует расценивать, как попытку сохранить насиженное место, обеспечивающее статус и соответствующее государственное вознаграждение за недобросовестное исполнение своих служебных обязанностей, не поднимая шума и не беспокоя выше стоящего руководителя. Называя вещи своими именами, это ни что иное, как приспособленчество. И в этом случае управленец должен быть отстранён от занимаемой должности (с понижением!).

Если управленец получил запрос на рассмотрение и изменение Закона или инструкции от подчинённого или обратившегося к нему сознательного гражданина РФ и не принял меры по продвижению этого запроса на более высокий уровень, то и он должен понести соответствующее наказание.

Авторы данного аналитического разбора текста «Основ…» утверждают, что требование ст.13 Конституции РФ в ч.2 о запрете государственной идеологии в РФ направлено на разрушение эффективности управления обществом и противоречит интересам России, помогая идеологическим противникам РФметодично с помощью деструктивных идеологий, внедряемых в наше общество, размывать наши СКРЕПЫ, обеспечивающие единство народа, что представляет реальную угрозу национальной безопасности России.

Авторы данного анализа, обращаясь ко всем руководителям общества, на чьи столы попадёт сей документ, в том числе и к руководителям политических партий, принять это, как общественный запрос на предмет изучения и пересмотра указанной статьи Конституции РФ 1993 г., предлагая не забывать, что данная Конституция была написана с учётом советов и консультацийтесно работавших с её составителями представителей наших заклятых «партнёров», уже тогда бывших в состоянии скрытой идеологической войны с Россией.

13 ст. Конституции РФ (и некоторые другие, на которых в данном анализе мы не будем останавливаться) представляет собой элемент деструктива в основном законе страны и сохранение такого положения наносит сейчас и будет в дальнейшем продолжать наносить нашей стране лишь огромный по своим последствиям вред].

III. Цели и задачи государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей

23. Целями государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей являются:

а) сохранение и укрепление традиционных ценностей, обеспечение их передачи от поколения к поколению;

[Традиционные ценности не возможно рассматривать в отрыве от их носителя - целого народа или конкретного человека. Необходимо привить традиционные ценности человеку (молодёжи) с самого раннего детства, тем самым снабдив его необходимыми личностными качествами, а уж затем сохранить и укрепить их в человеке (его духовно-нравственный стержень), тем самым защитив его и через это всё общество от возможного влияния деструктивных идеологий и фальшивых ценностей, несомых ими. Невозможно сохранять и укреплять то, чего ещё нет в человеке].

б) противодействие распространению деструктивной идеологии;

[Не следует путать понятия «цель» и «инструмент».Цель у России другая – сохранить единство народа через воспитание достойных граждан Отечествадля страны.

В данном случае, «противодействие…» следует рассматривать не как цель, а как инструмент достижения цели].

в) формирование на международной арене образа Российского государства как хранителя и защитника традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

[На наш взгляд, не следует зацикливаться на формировании некого имиджа России в одной из сфер её присутствия на международной арене. Международному сообществу надо представить, прежде всего, результаты работы России - достижения государства, как в экономике, так и в гуманитарной сфере. Наши преимущества в организации жизни общества могут, и со временем будут, являться неоспоримым доказательством превосходства нашего пути развития, который и будет отождествляться с образом России. Те из представителей зарубежных стран, кто искренне заинтересуются нашим опытом,будут внимательно его изучать и непременно придут к выводу, что в основе наших побед лежат именно высокая нравственность населения и его ценностные ориентиры. Всё остальное - познаваемо и преходяще.

Разговорами о нравственных ценностях мы наших противников не победим, ибо они нас не намерены слушать и у них другая задача – настойчиво разлагать нравственность человечества. Мы же можем противопоставить им лишь свою государственную идеологию (при её наличии) и действия в её русле, способную нейтрализовать их деструктивную идеологию, которую они нам (да и миру) навязывают уже много лет.

Формирование образа России это стремление к тому, чтобы Россию уважали во всём мире. Однако, не возможно заставить уважать. Уважение следует заслужить. В части международных отношений, наши традиционные ценности следует объявить, как мы это сделали выше – назвать их своими именами, и неукоснительно их придерживаться, показывая всему миру нашу последовательность в своих высказываниях и в действиях, соответствующих словам.]

24. Реализация стратегического национального приоритета "Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти" предполагает решение следующих задач государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей:

а) укрепление гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности и российской самобытности, межнационального и межрелигиозного согласия на основе объединяющей роли традиционных ценностей;

[Традиционные ценности у различных людей и сообществ могут совпадать, однако гражданского единства может не возникнуть. Примером тому - жизнь в обществе с многопартийной системой, расслоение общества на бедных и богатых. Даже кажущееся межрелигиозное согласие между руководством религиозных конфессий в одной стране на поверку выливается в тщательно скрываемое от глаз граждан страны противоборство между ними за неуклонный рост рядов именно своей паствы. Наиболее эффективный способ объединения народов страны – это продвижение и утверждение в обществе единой праведной государственной идеологии и ценностей, на которые опирается Концепция управления развитием общества. Она (со временем) способна объединить всех при осуществлении грамотно проводимой в обществе государственной политики в каждой из сфер жизнедеятельности общества].

б) сохранение исторической памяти, противодействие попыткам фальсификации истории, сбережение исторического опыта формирования традиционных ценностей и их влияния на российскую историю, в том числе на жизнь и творчество выдающихся деятелей России;

в) сохранение, укрепление и продвижение традиционных семейных ценностей (в том числе защита института брака как союза мужчины и женщины), обеспечение преемственности поколений, забота о достойной жизни старшего поколения, формирование представления о сбережении народа России как об основном стратегическом национальном приоритете;

[Необходимо отметить, что «формирование представления о сбережении народа России, как об основном стратегическом национальном приоритете» необходимо, прежде всего, в сфере управления обществом, ибо сбережение народа есть одна их стратегических целей, стоящих перед Концепцией управления (отмечено в стратегии национальной безопасности).

В народе иронично говорят, что «хорошее дело браком не назовёшь». Нам следует говорить не об институте брака, а об «институте семьи», ибо это более широкое и ёмкое понятие].

г) реализация государственной информационной политики, направленной на усиление роли традиционных ценностей в массовом сознании и противодействие распространению деструктивной идеологии;

[Прежде, чем реализовывать информационную политику, её следует создать (проработать и утвердиться в её дееспособности). Над той информационной политикой, что мы имеем в реальном времени, хочется просто прослезиться.]

д) воспитание в духе уважения к традиционным ценностям как ключевой инструмент государственной политики в области образования и культуры, необходимый для формирования гармонично развитой личности;

[Следует со всей ответственностью заявить, что не нужно нам уважение к традиционным ценностям – пусть этим занимаются сторонники толерантности. Воспитать молодого человека в духе уважения к традиционным ценностям и привить ему традиционные ценности при воспитании с самого раннего детства не есть одно и тоже. Человек, уважающий духовные ценности, не редко поступается ими из конъектурных соображений. Человек, которому эти ценности привиты так, что они проникли на уровень подсознания, своими ценностными ориентирами не поступается и не принесёт людям и своей стране вред, не вступит в однополый брак, позаботится о старшем поколении, когда придёт время, обеспечит преемственность поколений, воспитав детей подобных себе, не растеряет самобытность и идентичность, и обеспечит прирост населения, придя в политику, не позволит в своей стране возникать межнациональным и межконфессиональным конфликтам, будет учиться, творить и добросовестно трудиться, и оберегать страну от врагов, поддерживая государственные идеологии, если устремления политиков, стоящих у руля государства, будут совпадать с устремлениями человека, перечисленными здесь. Именно такая молодёжь и именно такие политики нужны России!

Если мы заточим свою политику и государственную идеологию на воспитание такой молодёжи, бросим на это необходимые силы и средства, товсе остальные задачи, обозначенные здесь, можно будет оставить без перечисления].

е) поддержка общественных проектов и институтов гражданского общества в области патриотического воспитания и сохранения историко-культурного наследия народов России;

[Поддержка общественных проектов, безусловно, необходима, однако, не следует забывать, что направленность общественных и государственных проектов должна задавать государственная идеология молодёжной политики].

ж) поддержка религиозных организаций традиционных конфессий, обеспечение их участия в деятельности, направленной на сохранение традиционных ценностей, противодействие деструктивным религиозным течениям;

[Возможно, но обязательно под присмотром государства и строго в рамках государственной идеологии.]

з) формирование государственного заказа на проведение научных исследований, создание информационных и методических материалов (в том числе кинолетописи и других аудиовизуальных материалов), произведений литературы и искусства, оказание услуг, направленных на сохранение и популяризацию традиционных ценностей, а также обеспечение контроля качества выполнения этого государственного заказа;

[Художники в киноискусстве работают с творческим подходом. К примеру, по одному и тому же историческому событию, один художник работает по сценарию, в основе которого лежит книга очень известного отечественного писателя, второй − по произведению зарубежного, не менее известного, но в каждом из произведений заложена изрядная доля художественного вымысла вокруг исторических фактов, трактуемых в разных культурах по-разному. Не на много лучше обстоят дела и с кинолетописями и другими аудиовизуальными материалами. Производители художественных фильмовпри этом не могут выбросить из головы необходимость обеспечения наибольшего кассового сбора в ходе его проката. О том же думают и кинопрокатчики, формируя контент кинопоказа. А кто «танцует» творцов-художников? Тот, кто оплачивает заказ (в нашем случае, государственный). А на основе чего осуществляется контроль со стороны государства? На основе личного мировоззрения и личной идеологии государственного чиновника, поставившего подпись под финансовым документом, в условиях узаконенного идеологического многообразия и запрета на цензуру?…

Всегда ли оказание услуг по государственному заказу за минимальную стоимость, как требует в реальном времени законодательство, оказывается по качеству выше, чем более дорогостоящее? Тоже самое и с государственным заказом на научные исследования…

Чиновники, отвечающие за качество подготовки государственного заказа, предусмотрительно закладывают в систему показателей такие, которые при любом раскладе позволяют худо-бедно отчитаться за выполнение, как говорится, соломку подкладывают, а в случае срыва выполнения заказа подрядчиком, в системе контрольных показателей не учитывается возможность задержки в действиях самого заказчика, осуществляющего функцию контролёра, задержки, обусловливающей срыв срока окончания работ по исполнению государственного заказа по вине самого заказчика…]

и) обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, предоставление доступа к ним в целях их популяризации как среды, формирующей историческое самосознание, воспитывающей любовь и уважение к Отечеству;

[А за создание среды, воспитывающей любовь и уважение к Отечеству на других объектах: в скверах, парках, на улицах и площадях, в дворцах культуры, в производственных цехах, в школах и университетах, в метро и в троллейбусах (объектах, не являющихся объектами культурного наследия), нам не следует бороться (обеспечивать)?....

Ах да, в условиях отсутствия государственной идеологии это делать не обязательно].

к) поддержка проектов, направленных на продвижение традиционных ценностей в информационной среде;

[ п.к) перекликается с п.з) ].

л) защита и поддержка русского языка как языка государствообразующего народа, обеспечение соблюдения норм современного русского литературного языка (в том числе недопущение использования нецензурной лексики), противодействие излишнему использованию иностранной лексики;

[Задача благородная, но требует конкретики и участия в её решении субъектов общества, лишённых пороков и в употребляемой лексике, и в мировоззрении, в виде высоконравственной цензуры].

м) защита от внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия, пресечение деятельности, направленной на разрушение традиционных ценностей в России;

[Пресечём сегодня, а что делать с теми членами общества, которые уже несколько десятилетий подвергались тому самому деструктивному информационно-психологическому воздействию?]

н) повышение роли России в мире за счет продвижения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, основанных на исконных общечеловеческих ценностях.

[Для н) см. замечания к п.23 часть в)…

По пункту 24 в целом. Процесс реализации национального приоритета "Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти" есть социальный процесс. Компоненты, перечисленные в названии приоритета, взаимосвязаны и взаимовложены. Чем могут быть взаимосвязаны категории (традиционные ценности, культура, историческая память), представляющие собой столь разноплановые явления в обществе? А связаны они государственной идеологией политики с учётом этого приоритета, государственной идеологией, о которой мы до сих пор не решаемся говорить в полный голос и которую, по большому счёту, ещё не проверили на её адекватность по отношению к поставленной обществом задаче. Она (эта идеология) существует сама по себе где-то подспудно в головах заинтересованных специалистов и государственных мужей и работает ни шатко, ни валко с перебоями, с кренами, с ошибками. Чтобы избежать ошибок, следует её внимательно исследовать, откорректировать и приспособить к общему пользованию всеми участниками проводимой государством политики. Но разве можно откорректировать то, что официально не существует. И здесь общество споткнулось, столкнувшись с формалистикой, преодолеть которую иные руководители пока в силах.

Все выше поставленные задачи будут выполняться по указанию сверху в стиле работы сборного коллектива, типа «Лебедь, Рак и Щука», до тех пор, пока общество не решит проблему с ликвидацией конституционного запрета на государственную идеологию. Это касается любого сектора жизнедеятельности общества.]

IV. Инструменты реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей

25. Правовыми инструментами реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей являются:

а) совершенствование нормативно-правовой базы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

[Ещё раз вынуждены прибегнуть к напоминанию: сначала Концепция с её идеологией и ценностями, а уж потом нормативные документы под политику на основе Концепции!]

б) разработка органами публичной власти документов стратегического планирования с учетом целей и задач государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей.

[Спешные попытки внесения поправок в плохо работающие нормативные акты и написание новых в условиях отсутствия или недееспособности государственной идеологии напоминают СИБУРДЕ – симуляцию бурной деятельности, на которую возложена надежда о спасении. Одно лишь можно сказать с уверенностью – деньги, выделяемые на разработку нормативов сомнительного свойства, освоены будут! И снова, см. замечание выше к а)]

26. Основными организационными инструментами реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей являются:

а) разработка органами публичной власти планов мероприятий по реализации настоящих Основ;

[Планы мероприятий, составленные на основе ошибочного вывода (см. п.18)– «осуществлять реформы в различных сферах жизнедеятельности общества с учётом …традиций, … опыта, …общественного обсуждения» без концепции управления воспитательной деятельностью и учёта её идеологии к достижению целей не приведут и станут элементами не правильной настройки рулевого управления.]

б) оценка проектов (в том числе информационных и иных материалов), программ и мероприятий на предмет соответствия традиционным ценностям при решении вопроса о целесообразности их государственной поддержки;

в) мониторинг достижения целей государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей, в том числе выполнения планов мероприятий по реализации настоящих Основ;

г) осуществление органами публичной власти контроля за соответствием финансируемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации мероприятий целям и задачам государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей;

д) привлечение институтов гражданского общества, в том числе религиозных организаций, к участию в реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей.

[Как ни странно, здесь забыт один из основных организационных инструментов – органы управления всех уровней иерархии управления (главный дирижёр «оркестра» и его помощники), несущие ответственность за конечный результат – достижение цели. Этот организационный инструмент одновременно, являясь и информационным, реализует в обществе концепцию управления процессом гражданского становления молодёжи в России, проводя молодёжную политику в русле государственной идеологии той самой Концепции.

Следует добавить в этот перечень и такой инструмент, как «противодействие распространению деструктивной идеологии», который следует серьёзным образом детализировать. К такой детализации следует отнести «Осуществление перевода всех интернет абонентов России на интернет отечественного происхождения в кратчайший по возможности срок», «введение высоконравственной цензуры» без оглядки на покровителей её запрета в обществе и пр

Следует добавить в этот перечень и такой инструмент, как взаимодействие субъектов публичной власти с разнообразными субъектами общества, в том числе и со средствами массовой информации и массовых коммуникаций.]

27. Научно-аналитическими инструментами реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей являются:

а) проведение исследований по вопросам, связанным с реализацией государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, включая оценку эффективности реализации соответствующих программ и проектов;

[При таком неопределённом в конкретике подходе к научно-аналитическим исследованиям одно можно сказать вполне определённо – финансовые средства, выделенные государством из бюджета страны (из карманов налогоплательщиков) на этот вид инструментария, однозначно будут освоены в полном объёме, как это успешно делалось и раньше…, а необходимых обществу результатов не будет, ибо в руках концептуально неопределённых управленцев инструменты не могут быть квалифицированно заточены на исполнение своих функций. Грубый пример – в руках примата микроскоп, минуя стадию настройки, прекрасно используется в качестве молотка для дробления орехов).

Нужна конкретика направлений исследований и предметов аналитики, если мы действительно желаем достичь поставленных целей. К примеру,

- необходимо понять, почему действующая система образования не даёт ожидаемых обществом результатов в части воспитательной деятельности?Здесь нужна глубокая аналитика и правильные выводы.

- необходимо понять, какие ошибочные решения в управлении обществом привели к существующей (негативной) ситуации в деле воспитания молодёжи и какова природа этих ошибочных управленческих решений? К примеру, несколько сотен тысяч молодых людей в преддверии объявления частичной мобилизации покинули пределы России, что превышает численность молодёжи принимающей сегодня участие в СВО.

- необходимо понять, каким образом часть молодёжи, покидая стены домов интернатов по достижении совершеннолетия, оказывается не готовой к жизненным испытаниям и попадает под влияние преступного мира?

- необходимо понять, почему значительная часть молодых людей, освободившихся из колоний для несовершеннолетних или из мест заключения, снова встаёт на путь преступлений?

- необходимо понять, что нужно сделать для того, чтобы дети не оказывались в детских домах при живых родителях?

- необходимо понять, каким образом субкультуры, типа АУЕ и другие, привлекают в свои ряды детей и подростков и как этому эффективно противодействовать?

- необходимо понять, почему институт семьи стал плохо выполнять свою функцию воспитания детей и что нужно сделать для исправления ситуации?

- необходимо понять, какое влияние на детей (на их ценностные ориентиры и на их мировоззрение) оказывают (или могут оказать) педагогические кадры, занимающие ответственные руководящие должности в учебных заведениях, в том числе и в высших) в связи с тем, что они прошли курсы повышения квалификации в зарубежных странах – наших идеологических противниках? А ведь таким кадрам в нашей системе образования открытопреимущество для восхождения по карьерной лестнице, и это повод для того, чтобы снова вспомнить постулат – «если мы не занимаемся политикой, то это не значит, что политика не занимается нами».

Таких направлений для исследований и глубокого анализа десятки, если не сотни или тысячи, но они требуют нахождения ответов на поставленные вопросы, ибо эти вопросы тесно связаны с достижением поставленной «Основами…» цели, имеющей для страны приоритетное значение].

б) разработка методических рекомендаций по реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей.

[И снова обтекаемые фразы – по реализации государственной политики. Перед нами должны стоять вполне конкретные цели и методические рекомендации, нужные для того, чтобы мы знали, каким путём эти цели достичь? Ссылка на п.5 «Основ…» в данной редакции Указа Президента здесь помочь не сможет. Пока не включим в действие государственную идеологию, будем, как и многие годы до этого, топтаться на месте, регулярно отчитываясь, что у нас всё хорошо].

28. Информационным инструментомреализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей является взаимодействие органов публичной власти со средствами массовой информации и массовых коммуникаций в целях популяризации и продвижения традиционных ценностей.

[Ошибочный и, потому, очень легковесный взгляд на информационный инструментарий в руках государства! Непростительно упрощённый взгляд в условиях неимоверной сложности поставленной перед Россией задачи.

Само по себе взаимодействие субъектов публичной власти с разнообразными субъектами общества, в том числе и сосредствами массовой информации и массовых коммуникаций, является организационным инструментом, о чём следует указать в п. 26).

Информационными инструментами на самом деле являются сами СМИ и прочие субъекты общества, включая управленческие, способные нести информацию потребителю (молодёжи и среде, в которой она обитает), среди которых и система образования, и наука, и кино, и живопись, и школьная стенгазета и классный час, и сельский клуб с его культурно-образовательными и развлекательными мероприятиями, и руководители производства, и наставники, и тренер спортивной секции, и родители, и сосед дядя Коля, и пр., и пр., и пр...

Отдельные субъекты, связанные с управлением, можно отнести к разряду организационно-информационных, ибо они выполняют одновременно обе функции. Функцию самоорганизации и организации циркуляции информации в обществе, являющейся при правильной организации этого процесса эффективным инструментом управления всеми процессами, протекающими в обществе, а в случае ошибок в настройке работы этого инструмента, общество обречено на расхлёбывание результатов, к которым эти ошибки приводят.

Не следует забывать и о том, что одновременно с деятельностью государства, на молодёжь информационно воздействуют, кроме СМИ и Интернета, представители преступных сообществ, и мировоззренчески ущербные субъекты общества, подвергшиеся ранее воздействию деструктивных идеологий Запада, и затаившиеся инагенты, и не охваченная цензурой литература, и некоторые виды компьютерных игр, разрушающих психику молодых людей, да и сама молодёжь в реальном времени далека от идеального воспитания и не всегда адекватно воспринимает почти не скрываемые попытки воспитательного воздействия на неё.

Вопрос в том, как всю эту массу инструментов заточить на достижение единой цели – воспитание в молодёжи качеств, воспеваемых в данном документе стратегического значения? Как сделать так, чтобы, говоря образно, из какофонии, звучащей в России сегодня, завтра случилось звучание великолепной симфонии? Без дирижёра и без его квалифицированных помощников (солистов по группам инструментов) здесь не обойтись. А чтобы оркестр действительно зазвучал, дирижёру (управленцу) и его помощникам нужна партитура произведения (концепция и её государственная идеология), которой главный дирижёр и его помощники постоянно пользуются, подавая сигналы инструментам (структурными и безструктурными способами), когда им вступать в игру и как им действовать. При этом, в настоящем музыкальном оркестре перед каждым инструментом (исполнителем - музыкантом) лежит миниатюрная запись его партии, ибо каждый инструмент (исполнитель), зная общий замысел произведения, был способен исполнить свою партию, не забывая при этом, что он не сам по себе, а в коллективе, работающем на одну цель.]

29. Мониторинг достижения целей государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей требует разработки соответствующей системы показателей, основанных на следующих данных:

а) официальная статистическая информация;

б) итоги социологических исследований;

в) результаты мониторинга проблемных ситуаций, связанных с сохранением и укреплением традиционных ценностей (по субъектам Российской Федерации и сферам ответственности органов публичной власти).

[Мониторинг достижения целей государственной политики - звучит громко и пафосно. Много ли их – этих достижений? По этому поводу вспоминается ответ гениального человека на вопрос – «Почему Вы не записываете свои гениальные мысли?». Ответ, к удивлению спрашивающего, звучит так – «Потому, что гениальных мыслей не так много, чтобы их не запомнить»

Однако, выше иронично сказанное не означает, что результат работы управленцев, проводящих молодёжную политику на основе государственной идеологии, не должны подвергаться оценке со стороны общества. Мы намеренно не употребляем словосочетание «политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей», ибо это словосочетаниедля многих безответственных чиновников от политики больше напоминает некую игру слов, игру ни к чему не обязывающую, потому что охранять и укреплять нематериальную ценность (к примеру, чувство справедливости или чувство достоинства), не в ущерб своей карьере, можно сколько угодно долго, при этом регулярно отчитываясь, что охрана осуществляется, пусть и не столь быстрыми темпами, но вполне уверенными.

Оценка действительно должна иметь место в виде системы метрологически состоятельных показателей – показателей, действительно подтверждающих эффективность проведения государственной молодёжной политики. Выработка этих главных показателей не возможна без чёткой формулировки целей молодёжной политики, ибо правильно сформулированная цель – это половина успеха. К сожалению в данном документе стратегического значения есть попытка определить некие основы, но серьёзной заявки ни наполитику, ни на концепцию управления процессом защиты традиционных ценностей пока не просматривается. Не просматриваются и намёки на проявление сущностной основы тех самых показателей, с помощью которых мы сможем дать оценку успешности процесса реализации проводимой молодёжной политики. В «Основах…» эти показатели должны быть определены (для начала хотя бы принцип их формирования), чтобы дать толчок для составления их списка, прекратив водоворот пустых слов вокруг да около, и дать возможность перейти к реальной оценке проделанной работы.

К примеру (фрагментарно), «Во исполнение государственной политики по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей была поставлена задача – сохранить, укрепить и утвердить в обществе презрение молодёжи к алчности ико лжи».

Какими должны быть показатели, свидетельствующие о позитивных сдвигах в деле утверждения в обществе этих ценностных ориентиров? «Основы….» не дают ответа на такой вопрос. Если ориентироваться на практику последних лет, ответ на вопрос о достижениях в реализации молодёжной политики (в данном фрагменте) будет предположительно таким:

– Информационный отдел Федерального агентства по делам молодёжи Российской Федерации сообщает, что согласно предварительно составленных планов мероприятий в стране в 2023 г. в учебных учреждениях общего и среднего образования России было проведено 386568 бесед со школьниками на тему вреда алчности и лжи, в которых приняли участие 10664200 учащихся. В тот же период были проведены 126 конференций по той же тематике в высших учебных заведениях страны, в которых приняли участие 7286 студентов из 85 регионов РФ.

- Согласно результатам статистических опросов, проведённых в декабре 2023 г. в Москве и Санкт-Петербурге, среди молодёжи возрастом от 14 до 27 лет часто лгут своим друзьям и близким 6% опрошенных, редко лгут – 74%, никогда не лгут – 0,12%, затруднились ответить 19,88% опрошенных. В опросе приняли участие 122000 молодых людей.

- Согласно мониторинговым исследованиям в кинотеатрах страны в течение 2023 г. художественные фильмы с тематикой, помогающей детям и подросткам определиться во мнении, что лгать нельзя, а такое чувство, как алчность, не достойно уважения и должно однозначно презираться, демонстрировались в 82 регионах страны, общее количество сеансов – 864, общее количество молодых людей, посетивших кинопрокат этих фильмов – 17526 человек.

В соответствии с тем, что государственная политика по сохранению и укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей носит долгосрочный характер, принято решение об ежегодном проведении в Российской Федерации подобных исследований с целью определения динамики изменения приведённых в данном сообщении показателей

Гротеск? Да, нечто из этой «оперы», но, справедливости ради, надо сказать не далеко ушедший от принципов подхода к отчётности чиновниками в деле отражения результатов реализации планов отдельных мероприятий в рамках проводимой молодёжной политики в Российской Федерации в период предыдущих десятилетий современной истории России – отчёты изобилуют массой совершенно пустых, по сути, но вполне конкретных количественных показателей, которые вовсе не отражают качественной составляющей.

Без государственной идеологиив выборе жизнеспособных показателей существенную помощь в этом не могут оказать никакие информационные и научно-аналитические инструменты, ни мониторинг! А выработать систему показателей, реально отражающих адекватное состояние общества в оцениваемом сегменте реализуемой государственной политики действительно архи-важно, ибо именно они подпитывают смысловой нагрузкой работу, статистической службы и вместе с нею помогают органам управления принимать решения по корректировке своих действий по ходу решения проблем, встающих перед ними.

Это всё слова, а что имеете предложить по существу? – спросит каждый, читающий эти строки. Какие показатели можно использовать для этой оценки? Этих показателей может бытьочень много и над ними следует ещё поработать, однако, «на взлёт» пока можно предложить несколько:

- количество мошеннических преступлений за отчётный период (рост, спад) в сравнении с прошлыми годами с разделением по видам и в целом (здесь и алчность и обман);

- тоже по преступлениям, связанным с грабежами всех видов, заказными убийствами, киднепингом и пр.….

- тоже по банковской деятельности, в строительной сфере, в ЖКХ, в туристической сфере и пр.

- тоже по коррупционной деятельности…

- показатели роста или снижения торговли алкоголем и табаком (как ни покажется странным, но и здесь имеют место и алчность, и ложь)

- тоже по бракоразводным процессам, связанным с разделом имущества и т.д. – всё, что касается алчности и лжи.

Такой подход к выработке всех остальных показателей в любом оцениваемом сегменте реализуемой государственной политики следует применить, если мы действительно заинтересованы в том, чтобы достичь целей поставленных перед собой, если мы действительно не собираемся останавливаться на стадии разработок неких стратегических документов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, посчитав, что главное уже сделано и пришла пора ждать новых указаний сверху.…]

30. Финансовое обеспечение мероприятий по реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также за счет иных источников финансирования в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом подготовка проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации должна осуществляться с учетом целей и задач этой государственной политики.

[Данный финансовый инструмент действительно очень важен, однако, в ходе реализации государственной политики пользоваться им следует очень ответственно, иначе снова получим – «хотели, как лучше, а получили, как всегда»…

К примеру, Выписка из пояснительной записки к проекту Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации":

- Реализация законопроекта не потребует дополнительных средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. (ЛОЖЬ, при том откровенная со стороны безответственных «слуг» народа, готовивших проект закона группой в составе белее пятидесяти человек в течение очень длительного времени (много лет),на столько длительного, что указание о необходимости завершить его подготовку в самые кратчайшие сроки,наконец, поступило сверху,… и они завершили, и снова получилось – «хотели, как лучше…………..»].

V. Ожидаемые результаты реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей

31. Реализация государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей будет способствовать сбережению и приумножению народа России, сохранению общероссийской гражданской идентичности, развитию человеческого потенциала, поддержанию гражданского мира и согласия в стране, укреплению законности и правопорядка, формированию безопасного информационного пространства, защите российского общества от распространения деструктивной идеологии, достижению национальных целей развития, повышению конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

[Да, будет способствовать, если всеми процессами, перечисленными в п.31, мы будем управлять научно обоснованными методами по полной функции управления, а не просто финансировать намечаемые мероприятия в надежде, что что-нибудь, да получится].

32. По результатам оценки эффективности реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей положения настоящих Основ при необходимости подлежат корректировке не реже одного раза в шесть лет.

[Должны высказать обеспокоенность тем, что без учёта высказанных в данной аналитике замечаний и оставления её без внимания, будет сложно безошибочно оценить результаты эффективности реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей положения настоящих Основ и действительно всё может закончиться тем, что разработчики всех уровней примутся с интервалом в шесть лет вносить корректировки в существующие программы, планы мероприятий и инструкции.

Краткое заключение по «Основам…»:

Чтобы не повторять ещё раз комментарии к тексту «Основ…», в которых сказано достаточно, чтобы задуматься над сказанным и сделать выводы из него, обратим внимание на главное.

Основой любой политики в социуме является Концепция развития некого общественно значимого социального процесса и управления этим развитием, предусматривающая достижение определённых целей, сформированных в группы и между собой согласно их приоритетности. Концепции делятся на главные и второстепенные (частные, вписанные в главные). Самая главная – это Генеральная, имеющая свою идеологию и ценности. В эту Концепцию, как правило, вписаны множество других концепций. Одной из них и должна стать Концепция по достижению целей (см. п.5 с учётом приведённых нами замечаний), которые обозначены в "Основах...", появление которой обусловлено Стратегией национальной безопасности Российской Федерации и утверждено Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. N 809.

Достичь поставленной цели возможно лишь поставив перед обществом задачу – воспитать для Отечества достойных сынов и дочерей – носителей СКРЕП - граждан страны, обладающих теми самыми качествами, способными сплотить, развить и защитить свою страну при необходимости.Для решения этой важной задачи и осуществления ответственной миссии людей, поставленных во главе государства,авторы анализа «Основ…» предлагают создать и в дальнейшем реализовать в масштабах всей России «Концепцию гражданского становления молодёжи в Российской Федерации». Почему именно «гражданского становления»? Потому, что в понятии «гражданственность» заложен такой глубокий смысл, в который вмещаются все выше перечисленные благородные качества человека – достойного сына или дочери нашего Отечества.

Сегодня, спускаемые сверху задачи поручаются (и, похоже, будут и дальше поручаться) структурам, ранее задействованным в проведении молодёжной политики и образовательным учреждениям. Действующая молодёжная политика опирается не на концепцию, а на Закон о молодёжной политике в РФ, который к политике имеет лишь опосредованное отношение, ибо его главная функция – определить отношения между субъектами общества, участвующими в реализации молодёжной политики. На самом деле, назначение закона - создать юридически оформленные условия для проведения Концепции в жизнь. То есть, сперва Концепция, а потом уже Закон. Нарушение этого правила равносильно тому, как «запрячь телегу впереди лошади».

Задача «Основ…» − сохранять и укреплять. Ещё раз напоминаем, невозможно сохранять и укреплять то, чего ещё нет в большинстве современной молодёжи до 14 лет отроду, а молодёжью, подпадающей под воздействие управляющих структур, осуществляющих по действующему Закону молодёжную политику, считаются молодые люди именно от 14 до 35 лет, которых надо не воспитывать, а уже перевоспитывать, что практически не реально. А это значит, что современная молодёжная политика априори обречена на провал, ибо не имеет под собой дееспособной концепции управления процессом, которым пытается руководить и управлять.

Описываемое здесь, является частью идеологии и концепции предлагаемой авторами этой аналитической работы. Государственная идеология процесса возмужания и гражданского становления молодёжи, проистекающая из этой Концепции и принятая к исполнению в Российской Федерации, обеспечит единство и упорядоченность усилий, прилагаемых к её осуществлению со стороны всех субъектов общества, участвующих в решении этой задачи. Эту Концепцию мы должны создать сами все вместе.

И это не просто слова – это конкретное предложение государственникам своего участия в дальнейшей совместной работе в данном направлении на благо нашего общества…].

P.S. И ещё хочется сказать:

Не бойтесь ПРАВДЫ, в ней нет ни капли Зла. Она не для того, чтобы кого-то обидеть – она, как лекарство для глаз тех из нас, кто разучился чётко видеть.

От имени коллектива единомышленников-
членов ТРОО «ЕДИНЕНИЕ»
г. Томск

 

 


Поиск по сайту