Внимание посетителей сайта

Сайт kpe.ru является самостоятельным образовательным ресурсом поддержки Концепции общественной безопасности, и не связан с какой-либо общественной организацией

Контактная информация

   mera@kpe.ru

Концепция Общественной Безопасности
Текущие теоретические и аналитические работы ВП СССР смотрите на сайте

Подписка на рассылку

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы всегда быть в курсе обновлений информации на сайте.

рассылки subscribe.ru
страница рассылки


Об отчёте Правительства в Госдуме

Просмотров: 4810

 E-mail

Скачать:   PDF (321 Кб),   WORD (81 Мб) ODT (38 Кб),   fb2 (41 Кб)

 

17 апреля 2013 года в Государственной Думе состоялось выступление Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева, с отчётом об итогах работы кабинета министров за год. Президент России В.Путин «в целом дал позитивную оценку выступлению в Думе премьер-министра Дмитрия Медведева». Однако у тех, кто следил по телевидению за ходом выступления Д.Медведева, и в особенности за тем, что он отвечал депутатам, должно было возникнуть много вопросов к сказанному с трибуны Госдумы. В СМИ по этому поводу появилось множество критических публикаций. Одну из них мы приводим ниже. Обращаем внимание посетителей сайта на статистику, приведённую в статье. Предлагаем активистам КПЕ использовать её в своей работе.

ИАС КПЕ


Безответственность

Заметки об «отчёте правительства перед Думой»

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 17 апреля в стенах Госдумы вовсе не отчитывался о работе правительства — он просто дал в присутствии депутатов свой комментарий к происходящим в стране событиям и ответил на вопросы парламентских фракций. Конечно, по сравнению с практикой федеральных посланий президента, это большой прогресс — всё-таки мероприятия такого рода не должны быть улицей с односторонним движением. Но, собственно, где итоги работы за год? Что из намеченного сделано, а что не сделано или попросту провалено? Какие фундаментальные проблемы стоят и как их предполагается решать? Кто отвечает за успехи, и кто — за провалы? Кто и как поощрен или наказан? Какие вопросы не решены, какова их цена и есть ли ресурсы для их решения? Ничего этого в выступлении Д.А.Медведева не было, а стало быть — перед нами был разыгран дешевый спектакль, а серьёзного обсуждения проблем в серьёзнейшей ситуации мирового и отечественного кризиса нет и не будет.

Экономика буксует, эффективность производства падает, цены и убытки растут, народ в массе беднеет. И на этом фоне ставить самим себе оценку, утверждая, что итоги за год неплохие, — значит, полностью игнорировать всё, что происходит в стране сегодня и что ждёт её завтра.

Публичной ответственности исполнительной (да и любой) власти за результаты её работы в России нет. Тут рука руку моет и вроде чисты все три. И если премьер говорит: мол, "министр не рубль, чтобы всем нравиться", — это в отношении ненавидимого всеми учёными и большинством преподавателей министра Ливанова, который следом за своим предшественником Фурсенко полностью разваливает когда-то лучшее образование в мире, систему образования, существовавшую в СССР, — то тут воплощаются все худшие качества отечественной бюрократии: от нежелания отвечать на любую, даже самую обоснованную и конструктивную критику, до безмерно высокой самооценки вообще.

Спрашивается, кому и зачем нужно подобное правительство, нужна подобная "властная вертикаль"?

Помните популярную в позднесоветские времена газетную рубрику "Если бы директором был я?" Под ней обычно печатались материалы, в которых авторы ставили острые проблемы и предлагали способы их решения. Так вот, если бы премьером было наше коллективное "я", то оно, выступая с отчётом перед высшим законодательным органом страны, хоть бы словом обмолвилось о судьбе тех программ и проектов, которые правительство бралось на государственном уровне исполнять.

Не делать этого — крайняя степень неуважения и к аудитории, и к обществу, и, в конечном итоге, к самим себе. Потому что безответственность развращает всё общество, а безответственность власти развращает его абсолютно: рыба гниёт с головы.

Поэтому ответственный глава правительства просто обязан был сказать следующее.

Программы ускоренной модернизации реального сектора экономики — при затратах в 2008-2012 гг. на НИИРи ОКР, выросших за последние пять лет в 3,5 раза, доля выпуска новых видов продукции в ВВП понизилась с 1,9% до 1,5% и отстала от аналогичного южнокорейского показателя на 43,3%, а от американского — на 35,5% (при среднемировой норме в 15,5%).

Программы развития образования — при росте численности вузов, бюджетных затрат на их содержание и выпуска студентов в 1,2-1,5 раза, численность выпускников, принятых на работу и работающих по специальности, за указанные годы в России сократилась на 15%, а численность безработных выпускников российских вузов увеличилась на 33%.

Программы развития здравоохранения — при затратах на здравоохранение, возросших в 2,2 раза, ввод в строй полезных площадей государственных больниц и поликлиник сократился на 18%, число работающих врачей снизилось на 12%, а численность пациентов — на 17%. В результате за эти годы численность здорового населения продолжала сокращаться.

Программы развития государственного жилищного строительства — темпы роста здесь трехкратно отставали от темпов индивидуального строительства, в результате за 2008-2012 годы введено в строй на 1/4 доступного (социального — на 1/3) меньше, чем в предыдущие 5 лет.

Программы увеличения занятости населения — несмотря на все усилия правительства, число безработных в стране достигло 10 млн.человек (официально — 5,5 млн.).

Программы возврата зарубежных активов и снижения внешнего долга — кредитно-денежная политика "властной вертикали" привела к тому, что ежегодно вывоз капитала в оффшоры и корпоративный долг РФ растут на сумму свыше 100 млрд. долл. в год, а накопленная их сумма превышает планку в 2 трлн. долл.

Предвыборные "майские социальные программы президента РФ — их реализация требует более 100 млрд. долл., или четверти годового бюджета страны, в то время как реальные ресурсы государства на эти цели составляют максимум 20 млрд. долл., т.е. пятую часть необходимого.

Кроме того, за период 2008-2012 гг. не были выполнены ранее принятые программы по удвоению ВВП, увеличению доли инвестиций в реальный сектор экономики страны, снижению уровня сырьевой зависимости и повышению производительности труда и эффективности производства. Ежегодные вменённые потери от этого достигают 15-20 млрд. долл. в год.

В самой экономике России появились принципиально нерешаемые (в существующей алгоритмикеприм.ИАС) задачи, она постепенно стала втягиваться в положение мирового изгоя, запаздывать с принятием ключевых решений, заранее обрекать их на явную убыточность и неизбежный провал. Азами экономики стало принято пренебрегать в целях получения краткосрочной частной выгоды при накоплении долгосрочного общего ущерба.

Азы эти просты. Экономика, подобно энергии, определяется призведением наличной массы ресурсов на квадрат скорости их использования. Чем больше масса и выше скорость — тем больше экономика. В современной России масса, как обильный прошлогодний снег, в одночасье растаяла, а скорости как не было, так и нет. В итоге сегодня имеем то, что имеем, — жирный ноль и большую дырку от былого бублика. Вот только некоторые показательные факты и примеры такого обреченного и, следовательно, пораженческого развития, которые разом перечеркивают всю трескотню нынешних российских властей о возможности прогресса в рамках навязчиво реализуемого в нашей стране очевидно убыточного курса.

У нас не в 2012 г., а ещё годом ранее, начали падать темпы промышленного роста, ниже нулевой отметки развивались машиностроение и сельское хозяйство, стагнировала вся линейка отраслей модернизационного комплекса, за счёт которого нам обещали среднегодовой темп роста ВВП в 5%; при увеличении импорта сокращаются объёмы экспорта, падает курс рубля, снизился уровень конкурентоспособности российских товаров и услуг, ухудшились условия труда и упала его производительность, провалены пенсионная система и система социального страхования, усилились массовое бегство капитала и банкротство малых и средних предприятий (120 тысяч по итогам 2011 г. и почти столько же — в первом квартале 2012 г.). Выброшены на ветер и никогда не окупятся триллионы, скадально истраченные на подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 г. и зимней Олимпиады 2014 г. Скандалом и ещё более серьёзными убытками закончились и игры, связанные с присоединением России к ВТО, их размер оценивается в 50 млрд. долл. ежегодно. Появилась "болотная" оппозиция, возросло социальное напряжение в обществе и общее неверие, теперь уже громадных масс нормальных людей, в то, что нынешнее Правительство, кроме решения собственных мелких задач, оперативно и предприимчиво может толком что-то поправить. Россия уже в 2011 г. стала запаздывать с реформами, терять позитивную динамику и престиж в мировой экономике.

Всего Правительством РФ за истекшие 5 лет не выполнено более семи десятков федеральных целевых программ и свыше 30 национальных проектов, 40 из которых, расчитанных до 2020 г., находятся в стадии реализации. Кто персонально в ответе за сорванные программы? Кто обеспечит и за счёт каких дополнительных средств будет обеспечено выполнение намеченных программ?

Глубоко буксует интеграция. Смена команды интеграторов усугубила положение дел. Назначенный спасать положение В.Б. Христенко явно не оправдывает возложенных на него ожиданий.

В ходе формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, и внедрения передовых форм интеграции, специализации и кооперации национальных производств, решительно должны пресекаться интересы этнократических кланов, демпинг и контрабанда, перечеркивающие многие позитивные достижения интегрируемых стран. В результате Россия вместо выгод от интеграции только за год с небольшим на навязанных ей спекулятивных схемах взаимной торговли потеряла более 75 млрд. долл.

Если так дело обстоит с реализацией уже разработанных и официально утвержденных правительством социально-экономических программ, то в области целеполагания и прогностики вообще творится полный беспредел.

Прогноз по приросту инвестиций (вопреки навязчивым заверениям правительства о принятых мерах по повышению их темпов) урезается с 6,5 до 4,6%, розничного товарооборота — соответственно с 5,6 до 4,3%, (квартал к кварталу — до 2,5%, месяц к месяцу — до 1,8%), промышленного производства — с 8,2% до минус 2%, а ВВП в целом — с 2,4 до 1,7%, квартал к кварталу — до минус 1,1% (до того — с 3,6% до 2,4%, ещё раньше — с 4,8% до 3,6%, и т.д.) Прогноз по вывозу капитала из России, который уже в первом квартале составил 25,8 млрд. долл., — на год увеличили "всего лишь" с 10 до 30-35 млрд., т.е. утроили. Расчетную цену на нефть подняли с 97 до 105 долларов за баррельную бочку. Ставку социального страхования для предприятий малого и среднего бизнеса в одночасье подняли с 26% до 34%, а затем, когда эти предприятия массово стали закрываться, так же внезапно снизили — на этот раз до 30%. Инфляция, которая уже в этом году, вероятнее всего, вдвое превзойдёт рост денежных доходов, у этих искушенных эквилибристов в одно и то же время и растёт до 7-8% в год, и понижается до 5,8%. При этом и то, и другое, прямо противоположное движение, расценивается как одинаково полезное. И всё это, заметим, — официальные прогнозы Росстата и Минэкономразвития, достоверность которых на этот раз оспаривают не только независимые специалисты, но и сами их эмитенты. Общая цена такой эквилибристики — потеря в год от трети до половины федерального бюджета.

Расхождения составляют, как видим, не какие-то десятые или сотые доли процента, которыми чиновники прежде жонглировали, а разы.

И главная причина тому — отнюдь не в форс-мажорных ситуациях вроде кипрского оффшорного каприза, а именно безответственность всей "властной вертикали", сверху донизу.

Правительство в своих постановлениях допускает массу погрешностей и несоответствий, граничащих с подменой понятий, в том числе чисто арифметических. Например, в Постановлении №56 "О минимальном прожиточном уровне", где потребительская корзина подменена продовольственной, а сумма слагаемых меньше общего итога. В других странах мира ни одна правительственная оценка или цифра не может выйти в свет без подтверждения внешнего аудита. А у нас что правительственные, что неправительственные данные, без разницы, публикуются в одном статусе, как не имеющие независимого аудиторского подтверждения и в равной состязательной мере могущие подвергаться сомнению. И поэтому на отчётном заседании Госдумы вызвала удивление позиция нашего премьера, когда он, не сомневаясь в достоверности своих данных, стал подвергать сомнению аналогичные данные своих оппонентов — в частности, данные о росте заработной платы и безработицы,— как неправомерные.

Например, безработица за год, по сведениям Г.А.Зюганова, увеличилась на 1 млн. человек, а по оценкам правительства — снизилась на 1,4%. Как понимать подобные расхождения в оценках? Кто и как должен их исправлять? Когда чёрное станет чёрным, а белое — белым, без утопания в бесконечных "оттенках серого"? А вы думали, это название популярного эротического романа?

Наконец, в работе Правительства должны бьть преодолены двойные стандарты, подмена понятий, расхождения деклараций с реальностью, наглядные примеры которых приводили, в частности, депутаты от "Справедливой России".

Да, зарплаты врачей Правительство действительно повысило на 18% и учителей на 20%. А зарплаты не-учителей и не-врачей? И почему даже эти повышенные зарплаты оставались кратно ниже "средних" по стране? А ведь правительство, как подчеркивали депутаты, обещало уравнять их.

Предположим также, что за последние пять лет сотрудники правоохранительных органов получили жилья в 6 раз больше, чем до того. Это правильно, это хорошо. А как насчёт сотрудников не-правоохранительных органов? Если темпы строительства жилья по стране в целом снизились — значит, они получили жилья в 10-15-20 раз меньше, чем ранее?

Газифицировано в среднем две трети российских населенных пунктов — великолепно. А у наших соседей, где газа не добывают, — 100%. Это понятно — тяжелое наследие советских времен, когда другие союзные республики развивались за счёт России. Но почему теперь у нас не 100%? Может, вместо стадионов для чемпионатов и олимпиад стоило подумать о "безгазовой" трети России?

Налоги на бизнес, заверял депутатов наш премьер, не повысятся. И мы ему охотно верим. Потому что дальше повышать эти налоги просто некуда! Один из самых прибыльных бизнесов в нашей стране — уход от налогов. Но депутатов интересовало другое: почему налоги на бизнес не понизятся? Ведь понизили же подоходный налог до 13% — и говорят, что денег собирать стали больше, потому что его стали платить. Или некий господин Н.Н. как юридическое лицо никогда не станет платить пониженные налоги, что он уже с удовольствием сделал как лицо физическое?

В стране до 2020 г. намечена реализация срока федеральных целевых программ, освоена 31 технология мирового уровня, поданы заявки на 800 патентов? Но стране необходимо, как в советское время, в 20-30 раз больше. 800 патентов на 140 миллионов населения — это что, не позор?

На аграрный сектор экономики выделяется дополнительно 42 млрд. рублей, в том числе на закупку кормов — 15 млрд. рублей. Но, чтобы удержать давление ВТО, нужно в 10 раз больше, иначе наше сельское хозяйство в ближайшее время попросту рухнет.

И так — чего ни коснись. Но, как сообщили, президент докладом премьера Госдуме остался доволен? С чего бы это?

Принципиальную оценку в работе Правительства должен получить тот факт, что ни одно федеральное послание президента за истекшие годы, ни одна программа и ни один национальный проект даже наполовину не были выполнены, ни один отчёт правительства РФ гражданскому обществу не был предъявлен, ни один министр за срыв государственных заданий не был привлечен к персональной ответственности и адекватным образом наказан.

Должны быть оценены общие потери из-за срыва или ненадлежащего выполнения принятых программ и прогнозов, включая моральные потери, которые превышают ежегодные объёмы производимого в стране ВВП; организован и осуществлен тщательный и нелицеприятный анализ и мониторинг этих потерь.

Ещё более важно организовать и осуществить на постоянной основе надлежащий независимый и понятный простому народу контроль за реализуемыми Правительством решениями, с которым Счётная палата России в нынешнем её составе и образованная указом президента РФ от 11 июля 2012 г. Комиссия по мониторингу достижений целевых показателей социально-экономического развития России, явно не справляются.

Положение не изменится, пока в стране не будет учреждено предусмотренное Конституцией Конституционное собрание, призванное обеспечить надлежащий народный контроль за исполнением государственных решений. Все иные формы контроля и все лучшие старания, как видим, в России работают попросту плохо.

Надо понимать, что, не создав эффективную систему контроля и ответственности снизу доверху, власти не преодолеют вакуума в управлении и будут хронически запаздывать с принятием и реализацией необходимых, а порой — жизненно-важных решений. Столь безответственного правительства с таким удручающим рейтингом доверия и критерием эффективности Россия не знала со времен Первой мировой войны. Поэтому лучшее, что мог бы сделать нынешний кабинет министров для российского государства, — раз и навсегда в полном составе уйти в отставку.

А новый состав Правительства, чтобы исправить положение, должен будет в срочном порядке развернуть социально-экономический курс: абсолютный приоритет в его работе должны получить обрабатывающие отрасли реального сектора экономики, темпы роста которого обязаны кратно опережать темпы роста финансового сектора, тогда как до сей поры все приоритеты были прямо противоположными, и оценки ситуации давались на основе этих финансовых приоритетов.

Для этого Правительством должны быть приняты решительные меры, направленные на ускоренное формирование суверенной системы стратегического планирования и налогово-кредитного регулирования, по крайней мере трехкратного увеличения ресурсной базы малого и среднего бизнеса, создание эффективных механизмов активизации научно-технического прогресса. Хватит позориться с подачками и постыдно опасаться, что "все всё сразу разворуют". Не столько опасно то, что разворуют, а то, что вывезут из страны. "Гром не грянет — мужик не перекрестится", — гласит русская народная пословица. Оффшорный гром из Кипра уже грянул, и он, вопреки заверениям премьера, что на Кипре ни государство, ни корпорации якобы ничего не потеряли, на деле может погубить, если не половину всей капиталоимущей России, то уж четверть её — точно. Или нужно выпить всё море, чтобы убедиться, что вода там солёная?
Народ России вроде бы безмолвствует. Но это нехорошая тишина — затишье перед бурей. Люди с возмущением смотрят на всё, что происходит вокруг них, и мысленно задают себе вопросы, когда всё это кончится, и кончится ли это вообще? Кто и каким образом за все длящиеся безобразия должен отвечать?

Безответственность власти нельзя наращивать бесконечно — она, словно ядерный заряд, имеет свою критическую массу, после достижения которой взрыв неизбежен. Похоже, у наших власть предержащих ещё есть некий временной лаг, поскольку они свою безусловно "рыночную" практику за последние годы сильно разбавили державно-патриотической риторикой, предприняли некоторые социально-ориентированные действия. Но это время неумолимо истекает, и никаких других способов предотвратить взрыв, кроме смены правительства и его курса, в распоряжении Кремля не остаётся.

Подчеркнём: не просто смены правительства, шила на мыло, Медведева, скажем, на Кудрина — а именно смены курса. Какие бы временные потери эта смена ни сулила, какими бы опасностями ни грозила. Но без неё шансы на спасение нашей страны практически неотличимы от нуля.

Александр Нагорный, Василий Симчера
Источник


КОММЕНТАРИЙ:

Как видим, авторы статьи делают правильный вывод: НЕОБХОДИМА СМЕНА КУРСА РАЗВИТИЯ СТРАНЫ.

Но тогда возникает ряд вопросов: на какой курс менять ныне существующий? Какую теорию для этого изпользовать?

Для того чтобы ответить на них, нужно понимать КАКАЯ концепция (курс развития, образ жизни) сегодня в России реализуется и КАК перейти на альтернативную ей. Понимание всего этого должно быть изложено в чётких лексических формах.

Сегодня уже написано множество программ, стратегий и концепций, которые, по мнению их авторов, способны вывести Россию из кризиса. Однако все они не состоятельны в силу отсутствия в них понимания механизмов управления (полной функции управления, обобщённых средств управления и т.д.). А между тем, наличие понимания механизмов управления социальными явлениями, в той или иной программе / концепции, являются определяющими условиями успешной её реализации на практике.

Поэтому, единственной на сегодняшний день, адекватной жизни Концепцией вывода России из системного кризиса и установления нормальной, человеческой жизни в стране, является КОБа. Она имеет прочный фундамент – ДОТУ.

Меры вывода России из кризиса даны на сайте КПЕ, в работе «Мёртвая Вода», работах генерала Петрова К.П. и Программе ВПП КПЕ.

ИАС КПЕ

 


Поиск по сайту